Ацюковский В.А. Материализм и релятивизм. М.:Петит, 2009. — 258 с. — ISBN 5-85101-060-6

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 168   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168 169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249  250  251  252  253  254  255  256  257  258 

168

Глава 6.

Диалектический материализм и классическая физика вообще избегают постулатов, а полученные на основании анализа многих экспериментальных данных выводы вводит в ранг лишь относительной истины, полагая, что каждое положение должно непрерывно уточняться по мере получения новых экспериментальных данных.

Современная физическая теория не считает обязательным выяснение физической сущности явлений, предполагая отсутствие внутреннего механизма явлений, отсутствие причинно-следственных взаимодействий частей внутри физических явлений, возводя вероятность и неопределенность в принцип устройства природы. Диалектический материализм, опираясь на положение о неисчерпаемости материи вглубь, предполагает наличие внутреннего механизма у любого явления на всех уровнях организации материи, обязательность причинно-следственных связей. А неопределенность рассматривает, в основном, как следствие не полного знания предмета, как невозможность учета всей бесконечной совокупности факторов, участвующих в каждом явлении.

Современная физическая теория стремится к максимальной абстракции, оторванности от реального мира, к созданию «безумных» теорий, превозносит математику как источник физических знаний о мире, математике придается особое и главенствующее значение в физических теориях. Материалистический подход требует максимальной реальности, для него главное - физическая сущность явлений, математике отводится подчиненная роль.

Поиск теоретических решений современная физика видит в направлении усложнения пространственно-временных искажений, что особенно ярко проявляется при проникновении в микромир. Материалистический подход предполагает, что пространство и время являются обобщенными всеобщими свойствами всей совокупности материальных образований, а физические процессы рассматриваются не как результат пространственно-временных искажений, а как результат скрытых форм движения материи. «Действительное единство мира состоит в его материальности, а эта последняя доказывается не парой фокуснических фраз, а длинным и трудным развитием философии и естествознания» (Ленин [4 с. 34]).

Современная теоретическая физика приходит к выводу о ненужности и даже принципиальной невозможности создания наглядных образов для явлений микромира, для структур

Критика методологии современной теоретической физики

микрообъектов, полей и взаимодействий, откуда вытекает фактическая невозможность применения метода аналогий для моделирования явлений. Материалистический подход предполагает возможность и полезность наглядных моделей, разработки механизмов явлений на качественном уровне, что предполагает широкую возможность применения аналогий. Эта возможность особенно ценна при анализе и моделировании объектов и явлений микромира.

Современная теоретическая физика не признает существования среды во внутриатомном и космическом пространстве, хотя допускает существование «физического вакуума», совершенно непонятно устроенного и непонятно соотносящегося с веществом и силовыми полями. «Волны материи» в современной физике фактически исключают наличие какого-либо материала для образования самих этих волн. Материалистический подход не мыслит существования движения, в то числе волн без среды, образующей эти волны, поэтому однозначно требует признания наличия такой среды.

Наконец, новая физика 20-го в. в своих основных положениях еще в начале века порвала с традициями классической физики, фактически отказалась от ее традиций, от преемственности этапов, от развития по линии углубления в материю. Однако можно констатировать, что основные этапы развития классической физики шли как раз по углублению в уровни организации материи: от веществ к молекулам, от молекул к атомам, от атомов к элементарным частицам вещества. Таким образом, каждый такой переход - физическая революция -характеризуется введением в рассмотрение новых, все более мелких элементов организованной материи, из которых, как оказывается, состоят уже освоенные физической наукой материальные образования. Одновременно введение таких более мелких по размерам и по массе элементов позволяло выяснить структуру этих уже освоенных материальных образований: введение атомов позволило выяснить структуру молекул, а введение элементарных частиц вещества выяснить структуру атомов. Подобный же подход должен теперь позволить выяснить структуру самих элементарных частиц.

Таким образом, расхождения между современной физической теорией и положениями диалектического материализма и классической физикой носят принципиальный характер. Но из этого факта вовсе не вытекает, что диалектический материализм и методы классической физики устарели и не могут быть с успехом применены в дальнейшем,



Hosted by uCoz