Ацюковский В.А. Материализм и релятивизм. М.:Петит, 2009. — 258 с. — ISBN 5-85101-060-6

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 16   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16 17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249  250  251  252  253  254  255  256  257  258 

16

Глава 1.

7.2. Метафизика конца 19-го века как причина кризиса классической физики

В конце 19-го в. физика представлялась современникам почти завершенной. Казалось, что все физические явления можно свести к механике молекул или атомов и эфира. Эфир рассматривался как механическая среда, в которой разыгрываются электромагнитные явления. Один из крупнейших физиков 19 в. В.Томсон обращал внимание лишь на два необъяснимых факта - отрицательный результат опыта Майкельсона по обнаружению движения Земли относительно эфира и непонятную с точки зрения молекулярно-кинетической теории газов зависимость теплоемкости газов от температуры. Однако именно эти факты явились первым указанием на необходимость пересмотра основных представлений физики 19 в. Для объяснения этих и множества других фактов, открытых впоследствии, были созданы Теория относительности (А.Эйнштейн) и квантовая механика (М.Планк, А.Эйнштейн, Н.Бор, Л. де Бройль, Э. Шредингер и др.). Создание этих теорий знаменовало не просто этап в развитии физики, но смену всей ее методолог ии и даже идеологии.

Если законы классической физики 19-го и предыдущих столетий являлись теоретическим обобщением накопленных опытных данных, являлись естественным выводом из этого обобщения, то «законы» физики 20-го столетия являлись результатом постулирования отдельных положений, и это само по себе знаменовало переход от материалистической методологии к идеалистической, тем самым разрешение кризиса физики, который возник в конце 19-го столетия, просто отодвигалось.

Возникает вопрос, а нельзя ли было уже тогда, в конце 19-го столетия, когда возникли трудности с объяснением новых явлений, включая «отрицательные» результаты опытов Майкельсона и непонятную с точки зрения молекулярно-кинетической теории газов зависимость теплоемкости газов от температуры объяснить классическим способом? Так ли уж фатально необходимым был переход к порочной идеалистической методологии? Не были ли уже тогда допущены методологические ошибки в развитии физики?

Оказывается, ошибки были, они носили метафизический характер, связанный с упрощенным представлением об устройстве материи, но уже тогда можно было не отказываться от классической физики,

Структура и основные положения теоретической физики

17

требовался всего лишь иной взгляд на сущность физических процессов и на организацию материи.

Принципиальных методологических ошибок было допущено две, и обе носили метафизический характер.

Первой из них являлась идеализация полученных физикой и «хорошо проверенных», как тогда казалось, ее «законов». Примером такой идеализации является Закон всемирного тяготения И.Ньютона.

Как известно, Закон всемирного тяготения был опубликован Ньютоном в 1687 г. в «Математических началах натуральной философии». Этот закон являлся результатом математического обобщения трех законов небесной механики, разработанных И.Кегшером и изложенных им в 1609 г. в труде «Новая астрономия» (первые два закона) ив 1616 г. в 3-й главе 5-й книги «Гармония мира» (третий закон). Но сами эти законы Кеплер разработ^д на основе обработки обширных экспериментальных материалов известного датского астроном Т.Браге, умершего в 1601 г. и оставившего Кеплеру ценнейшие материалы своих многолетних наблюдений за поведением нескольких планет, в основном, Марса. Таким образом, законы и Кеплера, и Ньютона отражали внешнее явление - перемещение планет в пространстве, а не физическую сущность этого явления - причины, по которым происходит это движение. Как известно, все попытки Ньютона найти физическую причину Всемирного закона тяготения окончились неудачей, что нашло отражение в его знаменитой фразе «Гипотез я не измышляю!».

Но далее пошло триумфальное шествие ньютоновского Закона всемирного тяготения, особенно после того, как на его основе французским ученым А.Клеро был предсказан день появления кометы Галлея - 12 марта 1759 г., в который она и появилась.

Однако следует отметить, что любое явление имеет бесчисленное количество сторон, бесчисленное количество качеств и, следовательно, любая конкретная модель или конкретное описание любого явления есть лишь его некоторое приближение. Это относится и к математическому описанию. По мере накопления новых или уточнения уже известных фактов возникает необходимость их учета, что может вылиться не только в уточнение, но и в полный пересмотр исходной модели или математического описания. Это означает, что ни одно положение физики не может считаться окончательным и, тем более, идеальным, в том числе и Закон всемирного тяготения Ньютона.



Hosted by uCoz