Ацюковский В.А. Материализм и релятивизм. М.:Петит, 2009. — 258 с. — ISBN 5-85101-060-6

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 155   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155 156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249  250  251  252  253  254  255  256  257  258 

Критика методологии современной теоретической физики 155

6.5. Критика феноменологии

Современная теоретическая физика имеет описательный, а не объяснительный характер [5]. Учебники изобилуют выражениями типа «...общая теория относительности объяснила тяготение...» и «Бор выдвинул постулат, объяснивший, почему электрон не излучает при своем обращении вокруг ядра атома...» и так далее. На самом же деле, это вовсе не объяснения, т. к. в ОТО тяготение есть математическое следствие кривизны пространства, которое само по себе не является чем-то понятным и простым, так же как и постулат Бора о стационарности орбит электронов, поскольку неизвестны причины стационарности этих орбит. Фактически все это есть сведение одних неизвестных к другим, не менее неизвестным и непонятным факторам.

На самом деле, объяснение есть сведение неизвестного -объясняемого к совокупности категорий более простых, уже известных и освоенных. Обычно это вскрытие причинно-следственных отношений между частями явлений, требующего объяснения, причем сами эти части просты и понятны априорно. Например, свойство газа к расширению объема объясняется поступательным движением его молекул в пространстве и упругими столкновениями молекул. При этом предполагается, что уже имеется модель молекул, например, в виде упругого шара, а, кроме того, подразумеваются понятными само пространство как вместилище молекул, движение молекул и упругое столкновение. Разумеется, каждое из этих понятий может далее углубляться, но для рассматриваемого явления - расширения газа этого не требуется.

Ничего подобного в современной теоретической физике нет. Задачей физика-теоретика сегодня является описание группы явлений наиболее общим и в то же время «простым» способом, т. е. способом, в основе которого положено наименьшее число исходных предпосылок. Физика сейчас не ставит своей целью выяснение внутренней природы материальных образований и полей, для этого надо было бы разложить каждое образование и каждое явление на составные части и проследить причинно-следственные отношения этих частей. Ничего этого в современной физике нет: элементарные частицы, по мнению физиков, никакой структуры не имеют, а свойства этих частиц являются как бы врожденными. Что касается структуры полей, то дальше заявления о

156

Глава 6.

том, чю «поле - особый вид материи», современная физическая теория, увы, не пошла.

Таким образом, физическая теория сегодня ничего не объясняет и даже не пытается этого сделать, а всего лишь описывает явления. Для описания явлений используется математический аппарат, но от этою описание не превращается в объяснение. Описания явлений в современной физике носят поверхностный характер, и, следовательно, современная физика феноменологична.

В статье А.П.Огурцова [5] отмечено:

«Феноменология - идеалистическое философское направление, стремившееся освободить философское сознание от натуралистических установок (резко расчленяющих объект и субъект), достигнуть собственно области философского анализа - рефлексии (формы теоретической деятельности, направленных на осмысление своих собственных действий и их законов) сознания о своих актах и о данных в них содержании ...в современной буржуазной философии феноменология выступает как метод анализа чистого сознания.

...Феноменология имеет дело с организацией сознания как такового, с априорными, надысторическими структурами чистого сознания, которые составляют условия возможности эмпирического и теоретического знания.

...Выявляя несостоятельность основных принципов и положений феноменологии - ее субъективизм, разрыв с методологией естественных наук, схоластичность, марксисты отмечают и рациональные моменты феноменологической философии - острую критику сциентицизма (абсолютизации ценности научных знаний) и позитивизма (подлинное, «позитивное» знание может быть получено лишь специальными науками, а не философией)...».

Таким образом, феноменология как метод познания имеет рациональное зерно

Не отрицая полезности и даже необходимости внешнего описания явлений, тем не менее, приходится отметить безусловную недостаточность подобного подхода к изучению явлений вообще.

Феноменологический подход слишком поверхностен. Глубинные причины явлений, их внутреннюю сущность этот подход вскрыть не в состоянии, а отсюда и его ограниченность. Не понимая внутренней сущности явлений, нельзя понять, до каких пределов можно распространить выводы, полученные на основании изучения одних



Hosted by uCoz