![]() | ![]() |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 | |
180 Глава 7. только постольку, поскольку они смогут увеличить свои доходы, но не настолько, чтобы рисковать потерять все в результате социальной революции, являющейся прямым следствием развития производительных сил: над ними висит дамоклов меч лишения своих привилегий в результате передела собственности. Отсюда и линия их поведения по отношению к развитию науки, включая естествознание. Таким образом, у всех классов вырабатывается двойственное отношение к научному прогрессу, но у каждого по своей причине. Тем не менее, научные заделы создаются учеными во все времена, в том числе и в кризисные, и именно эти заделы оказываются той базой, на которой после разрешения кризиса общественных отношений будет развиваться производство. 7.2. Материализм и идеализм в естествознании К философии у многих естествоиспытателей сложилось пренебрежительное отношение как к науке бесполезной, ничего не дающей. Еще Энгельс заметил [1, с 179]: «Естествоиспытатели воображают, что они освобождаются от философии, когда игнорируют или бранят ее. Но так как они без мышления не могут двинуться ни на шаг, для мышления же необходимы логические категории, а эти категории они практически заимствуют либо из обыденного общего сознания так называемых образованных людей, над которыми господствуют остатки давно умерших философских систем, либо из крох прослушанных в обязательном порядке университетских курсов по философии (которые представляют собой не только отрывочные взгляды, но и мешанину из воззрений людей, принадлежащих к самым различным и по большей части к самым скверным школам), либо из некритического и несистематического чтения всякого рода философских произведений, -то в итоге они все-таки оказываются в подчинении у философии, но, к сожалению, по большей части самой скверной, и те, кто больше всех ругает философию, являются рабами как раз наихудших вульгаризированных остатков наихудших философских учений». На самом деле, философия для естествоиспытателей необходима потому, что она дает общий подход к пониманию общих законов устройства и развития природы и общества, учит постановке целей | Некоторые положения материалистической философии науки 181 исследований и способам их решения. Здесь уместно вспомнить высказывание В.И.Ленина о том, что «Кто берется за частные вопросы без предварительного решения общих, тот неминуемо будет на каждом шагу бессознательно для себя «натыкаться» на эти общие вопросы. А натыкаться слепо на них в каждом частном случае значит обрекать свою политику на худшие шатания и беспринципность» [2, с. 368]. Поэтому было бы крайне желательно, чтобы все естествоиспытатели руководствовались в своей деятельности не «наихудшими вульгаризированными остатками наихудших философских учений», а философией, отражающей реальные закономерности организации и развития природы и общества, т. е. философией материалистической и вытекающей из нее материалистической методологии. На протяжении всей истории естествознания в нем борются два главных философских направления - материализм и идеализм [3]. В чем их суть? Основой материалистического мировоззрения является признание первичности и объективности материи и вторичности сознания. Это означает, что материализм исходит из того, что материя, природа объективна, существует независимо от нашего сознания и человек, являясь частью природы, если он хочет использовать ее силы, должен изучать природу такой, как она есть, и делать из этого для себя выводы. Тем самым, его представления о природе, его сознание будут вторичны. И если в результате столкновения с природными явлениями человек откроет для себя новые стороны, он должен быть готов изменить свои представления, уточнить их, а возможно и вовсе отказаться от них, заменив на другие. При этом нужно не забывать, что полностью уяснить все явления природы и даже каждое отдельное явление во всей полноте он не сумеет никогда, его знания о каждом явлении и тем более обо всей природе будут всегда частичны, даже во многом поверхностны. Это принципиально и связано с тем, что каждое явление имеет бесчисленное множество сторон и качеств, изучить все их не хватит ни времени, ни сил. Поэтому человеку в его взаимодействии с природой всегда приходится выбирать то главное, на чем нужно, по его мнению, сосредоточиться. Поэтому его знания всегда были и будут неполны и всегда должны пополняться и развиваться. |