![]() | ![]() |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 | |
Критика методологии современной теоретической физики 153 этом направлении стараться интерпретировать новые математические явления в терминах физической реальности». Как видно из высказываний Дирака, на первое место ставится некая абстрактная математика, а собственно физике - «терминам физической реальности» отводится место второстепенное. Таким образом, Дирак еще в 1931 г. отвел математике, а не физической сути, не вскрытию особенностей внутреннего движения материи в явлениях решающую роль и фактически наметил программу развития физики как нарастающей математической абстракции, а целью развития физики объявил обобщенный математический формализм! Сегодня можно с уверенностью констатировать, что теоретическая физика выполнила дираковскую программу и что по сей день этот образ действий и применяет теоретическая физика. Под объяснением физического процесса стало пониматься его математическое описание, причем усложнение математического аппарата вводится даже в некоторую заслугу авторов теорий. Например, считается, что Общая теория относительности Эйнштейна объясняет природу гравитации. В действительности же она не только не объясняет эту природу, а всего лишь описывает ее, но делает это гораздо хуже, чем Ньютон, поскольку у Ньютона гравитация сводится к одному потенциалу, а у Эйнштейна та же гравитация сводится к десяти (!) потенциалам. В рассуждениях физиков-теоретиков материя давно исчезла, и остались лишь одни уравнения. Физические явления посредством математических манипуляций стали сводиться не к особенностям движения материи, а к пространственно-временным искажениям, причем причина, по которой пространство связано с временем через скорость света, никак не раскрывается. Число абстрактных «многомерностей» все увеличивается, а выводы абстрактных же формул распространяются безгранично на любые физические явления и даже на философские категории. Немудрено, что современные физические теории потеряли всякую связь с реальностью и, развиваясь по пути математической абстракции, накапливают противоречия и не подтверждаются экспериментами. Это и понятно, так как эти «теории» просто не имеют отношения к реальному физическому миру. Вполне можно констатировать, что выдвинутый Бором лозунг о том, что нужны «безумные идеи», вполне реализован. Реализована также и программа, выдвинутая Дираком о необходимости применения в физике математики все более высокого уровня. Однако толку и от | 154 Глава 6. того, и от другого для понимания устройства физической реальности, к сожалению, никакого нет. Однако это вовсе не смущает физиков-теоретиков. Владение математическим аппаратом стало, как бы, визитной карточкой для права заниматься физикой, нечто вроде владения французским языком, по каковому признаку в 18 и 19 веках дворяне отличались от «подлого люда». Например, в 1968 г. в статье «Не устарела ли теория Эйнштейна?» [41 французский физик Мишель Руже пишет: «...не надо бояться того, что речь идет о таких горизонтах, которые навсегда останутся недоступными профанам. В частности для тех, кто не знаком с языком математики. Отвлеченные представления, которые требуются для ее понимания, нужны нам, прежде всего, для того, чтобы отделаться от старого привычного образа мыслей». Ни в коем случае не отрицая полезности и необходимости математики как таковой, как эффективного, но вспомогательного средства физики, следует сравнить ее со скальпелем, который в руках хирурга полезен, а в других руках может быть и вреден. Если физическая сущность явлений для исследователя первична, то тогда математика как средство функционального анализа, несомненно, полезна. Но если для исследователя физика оказывается следствием абстрактной математики, то о какой пользе математики может идти речь, если она ведет к абстракциям и уводит от реальной действительности?! О полезности такой математики можно говорить только в абстрактном же мире. Физики-теоретики 20 в. забыли, что физическая математика приносит пользу лишь тогда, когда она отражает реальность мира, чем она и отличается от просто математики, которая есть просто логический аппарат, существующий сам по себе и способный описать вообще все, что угодно. Правомерность же применения того или иного раздела математики к конкретным физическим явлениям должна быть в каждом конкретном случае обоснована тщательнейшим образом, что, как правило, и не делается современной теоретической физикой. А без этого эвристическая ценность математики становится равной нулю и лишь уводит в сторону от попыток понять реальности природы. |