![]() | ![]() |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 | |
О логических и экспериментальных основах Теории относительности Эйнштейна 55 всегда правильно понимается соотношение теории и эксперимента, поставленного с целью подтверждения ли, наоборот, опровержения тех или иных положений теории. Это приводит к тому, что зачастую совпадение результатов эксперимента с положениями теории выдается за «подтверждение» теории, в том время как эти же результаты могут оказаться соответствующими другим теориям, в корне отличающихся от проверяемой. Эксперименты, поставленные для подтверждения Теории относительности Эйнштейна, являются тому примером. При постановке каких-либо экспериментов исследователь исходит из конечной цели эксперимента, с одной стороны, и своего представления о сущности изучаемого им явления, с другой. Без представления о цели эксперимента, а также без представления о сущности явления вообще невозможно поставить эксперимент, но эти же представления являются основными мешающими факторами, препятствующими объективному исследованию предмета и объективной оценке полученных результатов. В самом деле, нельзя ставить эксперимент, не зная или не сформулировав, для чего он проводится. Однако выбор цели сам по себе в значительной степени предопределяет постановку и методику проведения работы, когда ожидаются совершенно определенные результаты. А поскольку результаты любого эксперимента сопровождаются ошибками, то всегда существует возможность выдачи желаемого за действительность, особенно если результат находится на грани чувствительности приборов. В этом плане рассуждения о «критическом» эксперименте, который якобы проливает свет на изучаемое явление, кажутся сомнительными, так как для такого рода случаев требуется особенно тщательная подготовка эксперимента, большая статистика и объективная оценка данных. Однако действующая на момент подготовки и проведения эксперимента господствующая теория, как правило, оказывает столь существенное воздействие, что ни о тщательной подготовке, ни о статистике, ни об объективной обработке результатов речь не идет, а полученные результаты легко выдаются за подтверждение господствующей теории, если они ей не противоречат. Если же результаты противоречат господствующей парадигме, то они просто замалчиваются. Можно привести много примеров того, как это бывало в прошлом. В 1919 г. Эддингтон провел первый эксперимент по измерению отклонения лучей света звезд около Солнца во время солнечного | 56 Глава 2. затмения. Результат измерения укладывался в предсказанное Эйнштейном значения в том смысле, что он их не превышал. И хотя эти результаты были гораздо ближе к тем, которые вытекали из теории Ньютона, они были тогда и трактуются сейчас как подтверждение Общей теории относительности Эйнштейна. Результаты экспериментов Майкельсона в 1881 г. по обнаружению эфирного ветра трактуются как «отрицательные» или «нулевые», несмотря на то, что в них получены как самим Майкельсоном, так его последователями Морли (1905) и, в особенности, Миллером (1921-1925), несомненно, положительные результаты. Эксперименты по эквивалентности масс, показавшие идентичность гравитационной и инертной масс для различных материалов, трактуются как подтверждение Общей теории относительности, хотя обычная механика никогда не делала различий между гравитационной и инертной массами и, следовательно, результаты экспериментов подтверждают, прежде всего, обычную классическую механику И так далее. Рассмотрим общую последовательность постановки и проведения экспериментов, а также обработки и интерпретации их результатов. Как уже упоминалось, на постановку эксперимента, даже на выбор общего направления решающее влияние оказывают те или иные теоретические положения, в том числе выбранные инварианты, на основе которых исследователи строят модель явления, для проверки которой и проводится эксперимент. В каждой модели существуют свои параметры, отличные от параметров других моделей, и взаимосвязь между ними и ищется в ходе проведения эксперимента. Но в каждом эксперименте присутствуют мешающие факторы, влияние которых на ход эксперимента экспериментатор обязан учесть, так как иначе результат воздействия этих мешающих факторов может быть истолкован как основной результат эксперимента. К сожалению, общее число мешающих факторов всегда и принципиально бесконечно велико, поэтому все такие факторы учесть нельзя. В связи этим приходится учитывать только существенные факторы, которых немного, но зато возникает другая проблема -проблема доказательства существенности или несущественности того или иного мешающего фактора именно для данного эксперимента, преследующего данную конкретную цель. Эксперимент может быть |