Ацюковский В.А. Материализм и релятивизм. М.:Петит, 2009. — 258 с. — ISBN 5-85101-060-6

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 167   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167 168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249  250  251  252  253  254  255  256  257  258 

Критика методологии современной теоретической физики

167

классической физики, то выбор делается в пользу теории относительности, так как считается, что диалектический материализм устарел, а положения классической физики не могут быть применены к возникшей ситуации.

А такие разногласия есть. Космологические теории, базирующиеся на теории относительности, непосредственно приводят к «началу» Вселенной, отсчет времени при этом производится от «Большого Взрыва». По положениям диалектического материализма и классической физики никакого начала» быть не может, материя, а, значит, и Вселенная существуют вечно.

Теория относительности полагает, что энергия и материя эквивалентны, а диалектический материализм и классическая физика считают энергию и движение свойством, а не эквивалентом материи.

По современной физической теории существуют пределы, до которых можно делить материальные образования, этот предел обозначен делением на «элементарные частицы» вещества. Классическая физика эту проблему практически не затрагивает, а диалектический материализм полагает, что такого предела нет вообще: электрон так же неисчерпаем, как и атом.

Правильность теории в современной физике в значительно степени определяется по критерию внутренней непротиворечивости, т. е по отсутствию в новой теории внутренних нелогичностей и противоречий, хотя этот момент в самой теории относительности не выполняется: Специальная теория относительности категорически отвергает эфир, а Общая теория относительности того же автора, взявшая себе в основу все положения Специальной теории относительности, категорически настаивает на его существовании. Слов нет, внутренняя непротиворечивость - необходимое качество любой теории, однако диалектический материализм предполагает это качество необходимым, но не достаточным, так как нужно обеспечить еще соответствие теории всем известным опытным данным, ибо «точка зрения жизни, практики должна быть первой и основной точкой зрения познания» (Ленин [4, с. 145]).

Существующая физическая теория считает выдвижение постулатов на основании так называемых критических экспериментов допустимым и законным приемом. Подтверждение выводов, вытекающих из этих постулатов, какими-либо экспериментальными данными сразу поднимают эти постулаты до уровня абсолютной истины.

168

Глава 6.

Диалектический материализм и классическая физика вообще избегают постулатов, а полученные на основании анализа многих экспериментальных данных выводы вводит в ранг лишь относительной истины, полагая, что каждое положение должно непрерывно уточняться по мере получения новых экспериментальных данных.

Современная физическая теория не считает обязательным выяснение физической сущности явлений, предполагая отсутствие внутреннего механизма явлений, отсутствие причинно-следственных взаимодействий частей внутри физических явлений, возводя вероятность и неопределенность в принцип устройства природы. Диалектический материализм, опираясь на положение о неисчерпаемости материи вглубь, предполагает наличие внутреннего механизма у любого явления на всех уровнях организации материи, обязательность причинно-следственных связей. А неопределенность рассматривает, в основном, как следствие не полного знания предмета, как невозможность учета всей бесконечной совокупности факторов, участвующих в каждом явлении.

Современная физическая теория стремится к максимальной абстракции, оторванности от реального мира, к созданию «безумных» теорий, превозносит математику как источник физических знаний о мире, математике придается особое и главенствующее значение в физических теориях. Материалистический подход требует максимальной реальности, для него главное - физическая сущность явлений, математике отводится подчиненная роль.

Поиск теоретических решений современная физика видит в направлении усложнения пространственно-временных искажений, что особенно ярко проявляется при проникновении в микромир. Материалистический подход предполагает, что пространство и время являются обобщенными всеобщими свойствами всей совокупности материальных образований, а физические процессы рассматриваются не как результат пространственно-временных искажений, а как результат скрытых форм движения материи. «Действительное единство мира состоит в его материальности, а эта последняя доказывается не парой фокуснических фраз, а длинным и трудным развитием философии и естествознания» (Ленин [4 с. 34]).

Современная теоретическая физика приходит к выводу о ненужности и даже принципиальной невозможности создания наглядных образов для явлений микромира, для структур



Hosted by uCoz