![]() | ![]() |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 | |
Критика методологии современной теоретической физики микрообъектов, полей и взаимодействий, откуда вытекает фактическая невозможность применения метода аналогий для моделирования явлений. Материалистический подход предполагает возможность и полезность наглядных моделей, разработки механизмов явлений на качественном уровне, что предполагает широкую возможность применения аналогий. Эта возможность особенно ценна при анализе и моделировании объектов и явлений микромира. Современная теоретическая физика не признает существования среды во внутриатомном и космическом пространстве, хотя допускает существование «физического вакуума», совершенно непонятно устроенного и непонятно соотносящегося с веществом и силовыми полями. «Волны материи» в современной физике фактически исключают наличие какого-либо материала для образования самих этих волн. Материалистический подход не мыслит существования движения, в то числе волн без среды, образующей эти волны, поэтому однозначно требует признания наличия такой среды. Наконец, новая физика 20-го в. в своих основных положениях еще в начале века порвала с традициями классической физики, фактически отказалась от ее традиций, от преемственности этапов, от развития по линии углубления в материю. Однако можно констатировать, что основные этапы развития классической физики шли как раз по углублению в уровни организации материи: от веществ к молекулам, от молекул к атомам, от атомов к элементарным частицам вещества. Таким образом, каждый такой переход - физическая революция -характеризуется введением в рассмотрение новых, все более мелких элементов организованной материи, из которых, как оказывается, состоят уже освоенные физической наукой материальные образования. Одновременно введение таких более мелких по размерам и по массе элементов позволяло выяснить структуру этих уже освоенных материальных образований: введение атомов позволило выяснить структуру молекул, а введение элементарных частиц вещества выяснить структуру атомов. Подобный же подход должен теперь позволить выяснить структуру самих элементарных частиц. Таким образом, расхождения между современной физической теорией и положениями диалектического материализма и классической физикой носят принципиальный характер. Но из этого факта вовсе не вытекает, что диалектический материализм и методы классической физики устарели и не могут быть с успехом применены в дальнейшем, | 170 Глава 6. чего не скажешь о современной физической теории. И для того, чтобы в этом утвердиться, нужно вспомнить, что такое наука и для чего она нужна. 6.10. Наука и лженаука Что такое наука? Наука это поиск новых объективных фактов, их систематизация и выявление на этой основе объективных законов природы, на базе которых возникают новые направления исследований и новые технологии. А доведение уже установленных, тем более «общепризнанных» истин до широкой массы это не наука, а преподавание, просвещение или прямой обман, что угодно, но не наука. Чтобы разобраться в том, что есть наука, а что есть лженаука, нужно понять роль естествознания для общества. Человек живет в природе и для выживания он должен учитывать ее объективные законы. Сам факт того, что он еще жив, говорит о том, что открытые ранее основные законы природы людьми учтены верно, иначе человечество давно погибло бы. Но природа бесконечна в своем разнообразии, поэтому ситуации могут меняться, и природу нужно изучать как объективную реальность, а не выдумывать ее. В этом суть материалистической методологии. Люди нуждаются в предметах потребления, которые надо сделать, готовыми они не бывают. Для этого используются орудия труда, которые есть часть технологий, а технологии основываются на законах природы и используют природное сырье. И здесь тоже необходим материалистический подход, заставляющий изучать природу такой, как она есть, нравится это кому-то или не нравится, не играет роли. Пытаться подменить эту объективную необходимость выдумками - постулатами, принципами, аксиомами или божественным промыслом означает принимать желаемое за действительное, а это рано или поздно отомстит самыми разнообразными негативными последствиями -технологическим консерватизмом и отсутствием новых технологий, исчерпанием сырья и энергоносителей, а далее - прямым голодом и катастрофами. Таким образом, наука обязана изучать природу для реализации двух целей - 1) прогнозирования ее состояния, чтобы минимизировать возможные негативные последствия от природных катаклизмов и 2) для |