Ацюковский В.А. Материализм и релятивизм. М.:Петит, 2009. — 258 с. — ISBN 5-85101-060-6

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 169   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169 170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249  250  251  252  253  254  255  256  257  258 

Критика методологии современной теоретической физики

микрообъектов, полей и взаимодействий, откуда вытекает фактическая невозможность применения метода аналогий для моделирования явлений. Материалистический подход предполагает возможность и полезность наглядных моделей, разработки механизмов явлений на качественном уровне, что предполагает широкую возможность применения аналогий. Эта возможность особенно ценна при анализе и моделировании объектов и явлений микромира.

Современная теоретическая физика не признает существования среды во внутриатомном и космическом пространстве, хотя допускает существование «физического вакуума», совершенно непонятно устроенного и непонятно соотносящегося с веществом и силовыми полями. «Волны материи» в современной физике фактически исключают наличие какого-либо материала для образования самих этих волн. Материалистический подход не мыслит существования движения, в то числе волн без среды, образующей эти волны, поэтому однозначно требует признания наличия такой среды.

Наконец, новая физика 20-го в. в своих основных положениях еще в начале века порвала с традициями классической физики, фактически отказалась от ее традиций, от преемственности этапов, от развития по линии углубления в материю. Однако можно констатировать, что основные этапы развития классической физики шли как раз по углублению в уровни организации материи: от веществ к молекулам, от молекул к атомам, от атомов к элементарным частицам вещества. Таким образом, каждый такой переход - физическая революция -характеризуется введением в рассмотрение новых, все более мелких элементов организованной материи, из которых, как оказывается, состоят уже освоенные физической наукой материальные образования. Одновременно введение таких более мелких по размерам и по массе элементов позволяло выяснить структуру этих уже освоенных материальных образований: введение атомов позволило выяснить структуру молекул, а введение элементарных частиц вещества выяснить структуру атомов. Подобный же подход должен теперь позволить выяснить структуру самих элементарных частиц.

Таким образом, расхождения между современной физической теорией и положениями диалектического материализма и классической физикой носят принципиальный характер. Но из этого факта вовсе не вытекает, что диалектический материализм и методы классической физики устарели и не могут быть с успехом применены в дальнейшем,

170

Глава 6.

чего не скажешь о современной физической теории. И для того, чтобы в этом утвердиться, нужно вспомнить, что такое наука и для чего она нужна.

6.10. Наука и лженаука

Что такое наука? Наука это поиск новых объективных фактов, их систематизация и выявление на этой основе объективных законов природы, на базе которых возникают новые направления исследований и новые технологии. А доведение уже установленных, тем более «общепризнанных» истин до широкой массы это не наука, а преподавание, просвещение или прямой обман, что угодно, но не наука. Чтобы разобраться в том, что есть наука, а что есть лженаука, нужно понять роль естествознания для общества.

Человек живет в природе и для выживания он должен учитывать ее объективные законы. Сам факт того, что он еще жив, говорит о том, что открытые ранее основные законы природы людьми учтены верно, иначе человечество давно погибло бы. Но природа бесконечна в своем разнообразии, поэтому ситуации могут меняться, и природу нужно изучать как объективную реальность, а не выдумывать ее. В этом суть материалистической методологии.

Люди нуждаются в предметах потребления, которые надо сделать, готовыми они не бывают. Для этого используются орудия труда, которые есть часть технологий, а технологии основываются на законах природы и используют природное сырье. И здесь тоже необходим материалистический подход, заставляющий изучать природу такой, как она есть, нравится это кому-то или не нравится, не играет роли. Пытаться подменить эту объективную необходимость выдумками

- постулатами, принципами, аксиомами или божественным промыслом означает принимать желаемое за действительное, а это рано или поздно отомстит самыми разнообразными негативными последствиями -технологическим консерватизмом и отсутствием новых технологий, исчерпанием сырья и энергоносителей, а далее - прямым голодом и катастрофами.

Таким образом, наука обязана изучать природу для реализации двух целей - 1) прогнозирования ее состояния, чтобы минимизировать возможные негативные последствия от природных катаклизмов и 2) для



Hosted by uCoz