Ацюковский В.А. Материализм и релятивизм. М.:Петит, 2009. — 258 с. — ISBN 5-85101-060-6

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 178   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178 179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249  250  251  252  253  254  255  256  257  258 

178

Глава 7.

-    технологии определяются уровнем знаний о природе, т.е. состоянием естествознания, а также производственными возможностями общества (прямая связь), но потребности технологий заставляют изучать природу направленно (обратная связь);

-    естествознание определяется объективными законами природы (прямая связь), но из природы выбираются только те данные, которые нужны для общественного производства, а также данные, необходимые для общей ориентации человека в природе (обратная связь). Знания, не освоенные технологиями, со временем неизбежно утрачиваются.

Элементы общественного производства - природные ресурсы, естествознание, технологии, средства производства и предметы потребления добываются, создаются и используются людьми, т.е. человеческим обществом. Без участия человека ни одно из звеньев общественного производства, кроме самой природы, существовать не может, и все общественное производство и сами люди целиком зависят от природы.

В совокупности все звенья рассмотренной производственной цепи являются производительными силами.

Отношения между группами людей, обеспечивающими производство, есть производственные отношения, которые могут способствовать, а могут тормозить развитие производительных сил. Эти группы по отношению к производству состоят из:

-    собственников элементов производства, интересы которых являются доминирующими при создании производства;

-    трудящихся - непосредственных исполнителей, участников и организаторов производства, интересы которых также учитываются при создании производства, но они не являются доминирующими.

Собственники и трудящиеся по отношению к производству выполняют определенные функции, но у них различное правовое отношение к элементам производства и к результатам производства предметам потребления. Именно это различие по мере развития производства оказывается основным фактором, порождающим конфликты между ними, ускоряющим развитие производства на одних этапах и тормозящим развитие производства на других этапах.

К естествознанию, как к исходному элементу общественного производства, все это имеет прямое отношение. Естествознание, накапливая данные о природных явлениях и законах, подготавливает почву для создания новых высокопроизводительных технологий.

Некоторые положения материалистической философии науки 179

которые реализуются с помощью новых орудий производства. Растет производительность труда, появляется возможность улучшения благосостояния всех людей. Однако при наличии частной собственности на элементы производства благосостояние членов общества растет не равномерно: большая доля достается собственникам элементов производства, и на этой основе возникает социальная напряженность, которая заканчивается очередной социальной революцией -становлению новой общественно-экономической формации, в которой собственность на элементы производства становится более обобществленной, перешедшей из частной собственности в общественную. Тогда противоречие на время снимается, пока в новой формации не произойдет то же самое.

После очередной социальной революции, которая производит передел собственности на элементы общественного производства в пользу исполнителей, производительные силы начинают развиваться ускоренно. Это же касается и естествознания, которое вскоре после победы очередной социальной революции начинает ускоренно развиваться, подготавливая почву для создания новых высокопроизводительных технологий. Примером является бурное развитие науки в Англии с конца 17 в., во Франции после победы буржуазной революции 1793 года, и в СССР после победы социалистической революции в 1917 г.

Наоборот, контрреволюционные перевороты разрушают производительные силы, и здесь примером является сегодняшнее состояние России, обратившей свое развитие вспять - от социализма к капитализму: в производстве главной стала задача не сделать, а продать, в науке основной задачей стало не найти новые направления и открытия, а изображать научную деятельность и охранять «интеллектуальную собственность». Наука деградировала.

Отсюда видно, что в отношении к развитию науки разные классы проявляют различную заинтересованность. Больше всего должны быть заинтересованы исполнители производства, но лишь в той мере, в которой достижения науки не приведут их к еще большему обнищанию, ибо повышение производительности труда способно привести к сокращению рабочих мест. Организаторы и управляющие производством тоже заинтересованы в развитии науки, но тоже в той степени, в которой это не скажется на их личном положении. А собственники элементов производства заинтересованы в развитии науки



Hosted by uCoz