Ацюковский В.А. Материализм и релятивизм. М.:Петит, 2009. — 258 с. — ISBN 5-85101-060-6

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 222   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222 223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249  250  251  252  253  254  255  256  257  258 

222

Глава 8.

экспериментов и даже прямые фальсификации. Всему этому есть примеры и причины, и для того чтобы двигаться дальше, нужно знать, где мы находимся сейчас.

Возрождение материалистической философии является главным условием возрождения материалистического естествознания, призванного изучать природу такой, как она есть. Но восстановление материалистической философии само по себе недостаточно, если одновременно не начнет создаваться материалистическая методология естествознания как прямое руководство к действию, которое практически можно применять при решении конкретных задач.

Выявление внутренних механизмов явлений и есть главная задача физики. К сожалению, в настоящее время физика в основном ограничивается феноменологией, т. е. внешним описанием явлений, и в большинстве случаев не идет дальше статики. Даже тогда, когда речь идет о перемещениях масс, чаще всего дело сводится к стационарным процессам. А ведь есть еще кинематика, динамика, переходные процессы и т. п.

Наконец, на базе уже проведенных исследований должны быть выявлены новые направления исследований, ибо наука никогда не кончается, поскольку природа бесконечна в своем разнообразии.

Как уже было подчеркнуто, поставленные задачи могут быть решены лишь с помощью последовательной материалистической философии и вытекающей из нее методологии, дающей практические рекомендации исследователям. Философия, которая не создает методологии, оказывается абстрактной и, в принципе, не нужна. К сожалению, современное состояние философии именно таково: прикладной методологии для практиков она не создает.

Следует заметить, что подобные же задачи стоят и перед общественными науками, от состояния которых прямо зависит состояние производственных отношений в обществе в целом, а через них и состояние науки и ее важнейшей части - естествознания.

8.2. Системно-исторический методу физические революции и предпосылки эфиродинамики

Всякое развитие предполагает наличие некоторого противоречия между существующим положением и желательным. Исходя из места

Накануне очередной физической революции.

223

естествознания в структуре общественного производства, можно сделать заключение о том, что общей целью науки является создание предпосылок для развития общественного производства, а основным противоречием, двигающим науку, является противоречие между текущим состоянием общественного производства и тем, которое требуется для удовлетворения общественных нужд. Невозможность науки на определенном этапе разрешить это противоречие и есть кризис.

Кризисы в естествознании происходили неоднократно. Все они были связаны с тем, что прикладные нужды требовали проведения новых исследований, эти исследования приводили к появлению новых фактов, а новые факты не укладывались в установившиеся представления. Накопление таких фактов обостряло противоречия и приводило к кризису.

Для того чтобы найти пути разрешения очередного кризиса, полезно обратиться к так называемому системно-историческому методу исследований. Этот метод заключается в том, что рассматриваемая область рассматривается на единой основе как совокупность взаимосвязанных факторов, т.е. как система, а сама эта система изучается в процессе ее возникновения, становления и деградации, которое ведет ее к очередному противоречию и. следовательно, к очередному кризису, который далее разрешается на той же основе.

Применительно к естествознанию это означает, что, прежде всего, должна быть найдена единая основа для всех имевшихся в нем на протяжении всей его истории этапов, для которых необходимо найти общую основу их противоречий, а также особенности противоречий применительно к каждому конкретному этапу, затем обозначить начало каждого этапа, связанное с разрешением конкретного противоречия, т. е. с разрешением предыдущего кризиса, затем проследить развитие естествознания на каждом этапе и возникновение нового противоречия, которое приведет естествознание к новому кризису, который может быть преодолен тем же способом, что и предыдущие кризисы.

Простейший анализ показывает, что постоянной основой для естествознания на всех этапах его развития является, прежде всего, структура производства, в которой естествознание занимает свое постоянное место - между природой и технологиями. Все кризисы естествознания были связаны с тем, что на определенном этапе своего развития естествознание оказывалось неспособным удовлетворить требованиям производства, его нуждам, внешне это выражалось в



Hosted by uCoz