![]() | ![]() |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 | |
222 Глава 8. экспериментов и даже прямые фальсификации. Всему этому есть примеры и причины, и для того чтобы двигаться дальше, нужно знать, где мы находимся сейчас. Возрождение материалистической философии является главным условием возрождения материалистического естествознания, призванного изучать природу такой, как она есть. Но восстановление материалистической философии само по себе недостаточно, если одновременно не начнет создаваться материалистическая методология естествознания как прямое руководство к действию, которое практически можно применять при решении конкретных задач. Выявление внутренних механизмов явлений и есть главная задача физики. К сожалению, в настоящее время физика в основном ограничивается феноменологией, т. е. внешним описанием явлений, и в большинстве случаев не идет дальше статики. Даже тогда, когда речь идет о перемещениях масс, чаще всего дело сводится к стационарным процессам. А ведь есть еще кинематика, динамика, переходные процессы и т. п. Наконец, на базе уже проведенных исследований должны быть выявлены новые направления исследований, ибо наука никогда не кончается, поскольку природа бесконечна в своем разнообразии. Как уже было подчеркнуто, поставленные задачи могут быть решены лишь с помощью последовательной материалистической философии и вытекающей из нее методологии, дающей практические рекомендации исследователям. Философия, которая не создает методологии, оказывается абстрактной и, в принципе, не нужна. К сожалению, современное состояние философии именно таково: прикладной методологии для практиков она не создает. Следует заметить, что подобные же задачи стоят и перед общественными науками, от состояния которых прямо зависит состояние производственных отношений в обществе в целом, а через них и состояние науки и ее важнейшей части - естествознания. 8.2. Системно-исторический методу физические революции и предпосылки эфиродинамики Всякое развитие предполагает наличие некоторого противоречия между существующим положением и желательным. Исходя из места | Накануне очередной физической революции. 223 естествознания в структуре общественного производства, можно сделать заключение о том, что общей целью науки является создание предпосылок для развития общественного производства, а основным противоречием, двигающим науку, является противоречие между текущим состоянием общественного производства и тем, которое требуется для удовлетворения общественных нужд. Невозможность науки на определенном этапе разрешить это противоречие и есть кризис. Кризисы в естествознании происходили неоднократно. Все они были связаны с тем, что прикладные нужды требовали проведения новых исследований, эти исследования приводили к появлению новых фактов, а новые факты не укладывались в установившиеся представления. Накопление таких фактов обостряло противоречия и приводило к кризису. Для того чтобы найти пути разрешения очередного кризиса, полезно обратиться к так называемому системно-историческому методу исследований. Этот метод заключается в том, что рассматриваемая область рассматривается на единой основе как совокупность взаимосвязанных факторов, т.е. как система, а сама эта система изучается в процессе ее возникновения, становления и деградации, которое ведет ее к очередному противоречию и. следовательно, к очередному кризису, который далее разрешается на той же основе. Применительно к естествознанию это означает, что, прежде всего, должна быть найдена единая основа для всех имевшихся в нем на протяжении всей его истории этапов, для которых необходимо найти общую основу их противоречий, а также особенности противоречий применительно к каждому конкретному этапу, затем обозначить начало каждого этапа, связанное с разрешением конкретного противоречия, т. е. с разрешением предыдущего кризиса, затем проследить развитие естествознания на каждом этапе и возникновение нового противоречия, которое приведет естествознание к новому кризису, который может быть преодолен тем же способом, что и предыдущие кризисы. Простейший анализ показывает, что постоянной основой для естествознания на всех этапах его развития является, прежде всего, структура производства, в которой естествознание занимает свое постоянное место - между природой и технологиями. Все кризисы естествознания были связаны с тем, что на определенном этапе своего развития естествознание оказывалось неспособным удовлетворить требованиям производства, его нуждам, внешне это выражалось в |