Ацюковский В.А. Материализм и релятивизм. М.:Петит, 2009. — 258 с. — ISBN 5-85101-060-6

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 143   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143 144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249  250  251  252  253  254  255  256  257  258 

Критика методологии современной теоретической физики_143_

определенном числе Рейнольдса, т. е. соотношения между скоростью потока, размерами тела и вязкостью среды.

При всем этом протекание процессов на всех уровнях обьективно не зависит от того, наблюдает кто-либо за этими процессами или нет. они объективно существуют. Измерительная же техника из-за своего несовершенства способна существенно исказить результаты, если не приняты соответствующие меры, поэтому выбор измерительных средств всегда следует проводить с особой тщательностью с тем, чтобы искажения измеряемых величин в процессе измерения оказались несущественными, т. е. находились в пределах допустимого. А если такой возможности на данном этапе развития физики пока нет, то это не значит, что такая возможность не появится в будущем. Все равно внесение искажения связано и на данном этапе не с устройством природы, а всего лишь с текущим несовершенством измерительных средств.

В связи с изложенным, задача проникновения во внутренним механизм явлений на глубинных уровнях организации материи связана, с одной стороны, с анализом возможных причин наблюдаемых явлений и возможно более полным учетом всех факторов, являющихся существенными для изучаемого процесса и поставленной цели исследований, с другой стороны, — с отысканием новых методов измерения и познания, оперирующих квантами и дискретностями другого уровня, возможно, иной, чем сейчас принято, физическои природы.

Никаких подобных задач современная физическая теория не ставит, и в этом заключается ее принципиальная ошибка, делающая бесплодными все намерения на следственном, а не на причинном уровне разобраться с устройством природных явлений. Следственный подход принципиально обречен на неудачу. Стоит ли после этого удивляться тому, что физические теории, не ставящие своей целью понимание внутренней сущности явлений, отказывающиеся от поиска структур материальных объектов и полей, оперирующих абстрактными понятиями и все сводящие не к поискам форм движения материи на внутренних уровнях ее организации, а лишь к внешнему описанию процессов, все более запутываются, усложняются, никуда не продвигаясь и никому не помогая. Такое положение сохранится и впредь, если физическая теория критически не переосмыслит свое назначение.

144

Глава 6.

6.2. Критика постулативности

Для современной физической теории характерно построение ее на базе так называемых постулатов или «принципов», которые являются фактически теми же постулатами [2].

Как было показано выше, две теории, являющиеся исходными для всего современного здания теоретической физики - Специальная теория относительности Эйнштейна и квантовая механика основаны на постулатах. Эти постулаты, выдвинутые на основе анализа результатов ограниченного числа конкретных фактов, послужили основанием для создания и развития ряда последующих теорий. Их соответствие реальной действительности проверялось сопоставлением следствий, вытекающих из постулатов, с результатами тех или иных экспериментов. Совпадение этих следствий с результатами экспериментов трактуется как правильность выдвинутых постулатов и как правильность теорий, основанных на этих постулатах.

Такая методология «науки», созданная в начале 20-го столетия сохранилась до сих пор.

Так, доктор философских наук профессор В.Л.Акулов пишет о том, как, по его мнению (и мнению практически всех современных теоретиков, включая философов и ученых-естественников) создается фундаментальная наука [3]:

«Ни одна фундаментальная научная теория не может быть выведена из эмпирических фактов. И это прискорбное обстоятельство диктует науке логику ее развития. В основу любой теории она кладет некие исходные принципы, которые задаются априори. И далее с помощью логической дедукции выводит все необходимо вытекающие из них следствия, развертывая эти принципы в целостную систему теоретического знания. Способность науки построить на этих принципах логически непротиворечивую систему, объяснить в рамках этой системы все явления, относящиеся к предмету ее исследования, и рассматривается наукой в качестве свидетельства истинности как самой теории, так и положенных в ее основе принципов. На эту логику науки обратил внимание уже Гегель. «Вся наука в целом, - говорит Гегель, -есть в самом себе круговорот, в котором первое становится также и последним, а последнее - также и первым».



Hosted by uCoz