![]() | ![]() |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 | |
146 Глава 6. не противоречат, потому что одно и то же положение, в том числе и опытный факт, могут быть предсказаны любым количеством теорий, даже взаимно исключающим друг друга. И это еще не считая того, является ли некий факт поводом для выдвижения того или иного постулата. Эксперимент Майкельсона, даже если отрешиться от его физического результата, который на самом деле отличается от того, о котором пишут, вовсе не давал основания для выдвижения постулата о независимости скорости света от скорости источника и, тем более, о независимости скорости света для любых движущихся систем отсчета. Ничего этого из результата эксперимента Майкельсона не вытекало. Однако он явился толчком для создания не одного, а целых трех постулатов: первого, уже упомянутого, второго - равноправии всех систем отсчета и о невозможности каким-либо экспериментом установить факт движения инерциальной системы, а также третьего, формулируемого как понятие одновременности. Реально эксперимент Майкельсона никакого отношения ко всем этим трем постулатам не имеет. Эти постулаты есть всего лишь одна из многочисленных возможных трактовок единичного наблюдения, да к тому же и искаженного факта. А пять эйнштейновских постулатов, приобретя силу закона, распространены теоретической физикой на все без исключения явления природы вообще без какого бы то ни было основания. Нечто аналогичное произошло и в квантовой механике. Все постулаты, на которых она основана, являются вариантами трактовок отдельных явлений. Но и они, эти постулаты, распространены на все явления природы беспредельно и тоже без какого бы то ни было основания. Возникает вопрос, как же быть с экспериментальными подтверждениями следствий, из выдвинутых постулатов, ведь они же имеются? На самом деле, как посмотреть. Существует известное положение о том, что каждому следствию (результату) может предшествовать бесконечное число комбинаций причин. И поэтому любой результат может быть объяснен бесчисленным числом способов. Соответственно один и тот же результат может быть предсказан любым количеством теорий, даже противоречащих друг другу. И, следовательно, экспериментальное подтверждение не означает верности той или иной теории, которая предсказывает этот результат: речь может идти только о том, что | Критика методологии современной теоретической физики полученный результат не противоречит данной теории. Потому что если противоречит, то теории конец. А если не противоречит, то теория может продолжать существовать, но и только. Кроме того, существуют еще и всевозможные неучтенные факторы, существенным образом влияющие на результаты экспериментов, которые все учесть даже и невозможно, так как общее их число бесконечно велико. Если в результате квантово-механических расчетов получаются результаты, которые затем подтверждаются, то это вовсе не означает справедливости квантовой механики, тем более, в ее философской части. На самом деле, это означает, что существуют иные трактовки процессов, которые приводят к тем же формульным зависимостям, а, следовательно, и к подобным же расчетам. К подобным же выводам, что и квантовая механика, приводят газодинамические расчеты, если допустить, что сам атом состоит из сжимаемой среды, и внутриатомное пространство заполнено той же средой. Но философские выводы при этом будут совершенно иными. В каком же случае теория материалистична, а в каком идеалистична? Ответ и здесь прост. Физическая теория материалистична тогда, когда она базируется не на произвольных постулатах, а на выводах, вытекающих из анализа результатов экспериментов, причем не одного частного, а широкого круга, когда теория базируется на обобщении большого числа экспериментальных данных и когда она очерчивает круг распространения действия своих выводов. А полная материалистическая теория может быть создана только в результат анализа всех явлений во всей Вселенной на всех иерархических уровнях организации материи. А поскольку этого не произойдет никогда, то всякая теория, даже если она материалистична, будет только частичной. Именно поэтому и существует «относительность истины», «относительность наших знаний о природе», «релятивизм», чтобы поэтапно приближаться к реальной действительности путем учета все большего числа фактов. Фактов, а не выдумок. Тогда материя - природа, эксперимент окажутся на первом месте, а сознание - выводы, теория на втором. В этом случае ничего подгонять ни подо что не надо, каждый объективный факт идет на пользу уточнения теории. Вот это и есть материализм. С сожалением приходится констатировать, что, несмотря на все многочисленные заверения в материалистичности, современная |