Ацюковский В.А. Материализм и релятивизм. М.:Петит, 2009. — 258 с. — ISBN 5-85101-060-6

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 166   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166 167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249  250  251  252  253  254  255  256  257  258 

166

Глава 6.

В этом отношении в области квантовой механики мы имеем ярко выраженные ошибочные положения, проистекающие из ложных установок эмпириокритической философии. Тень эмпириокритицизма бежит за развитием квантовой механики с самой ее колыбели. Эта теория, по выражению все того же Гейзенберга, «оперирует только соотношениями между принципиально наблюдаемыми величинами», а поскольку внутренние движения материи сегодня не наблюдаемы, то они принципиально исключены из квантовой механики. Отсюда и результат.

Квантовая механика дала великолепные методы вычислений «принципиально наблюдаемых» величин - уровней энергии электронов, частот спектральных линий атомов и т.п. Однако теория ничего не может сказать о траекториях электрона в пределах атома, это было умышленно исключено с самого начала как нечто «принципиально не наблюдаемое». То, что умышленно исключено из теории, считается «качественно новыми закономерностями микромира». Однако приходится лишь с сожалением констатировать, что собственную ограниченность уважаемые ученые выдали за принципиальное устройство природы.

6.9. Сопоставление взглядов современной физической теории и диалектического материализма

Методологию современной физической теории можно представить как ее философию, как систему взглядов. Имеет смысл сформулировать основные положения такой системы и сопоставить их с известными положениями диалектического материализма, а также с известными положениями классической физики [7].

Одним из основных требований, предъявляемых к любым новым теориям современной физики, является соответствие новых выдвигаемых положений Специальной теории относительности Эйнштейна. Любые новые положения отвергаются сразу, если это требование не выполняется. Таким образом, Специальная теория относительности Эйнштейна фактически введена в ранг непогрешимого догмата. При этом, если обнаруживается несоответствие между следствиями, вытекающими из положений теории относительности и положениями диалектического материализма или положениями

Критика методологии современной теоретической физики

167

классической физики, то выбор делается в пользу теории относительности, так как считается, что диалектический материализм устарел, а положения классической физики не могут быть применены к возникшей ситуации.

А такие разногласия есть. Космологические теории, базирующиеся на теории относительности, непосредственно приводят к «началу» Вселенной, отсчет времени при этом производится от «Большого Взрыва». По положениям диалектического материализма и классической физики никакого начала» быть не может, материя, а, значит, и Вселенная существуют вечно.

Теория относительности полагает, что энергия и материя эквивалентны, а диалектический материализм и классическая физика считают энергию и движение свойством, а не эквивалентом материи.

По современной физической теории существуют пределы, до которых можно делить материальные образования, этот предел обозначен делением на «элементарные частицы» вещества. Классическая физика эту проблему практически не затрагивает, а диалектический материализм полагает, что такого предела нет вообще: электрон так же неисчерпаем, как и атом.

Правильность теории в современной физике в значительно степени определяется по критерию внутренней непротиворечивости, т. е по отсутствию в новой теории внутренних нелогичностей и противоречий, хотя этот момент в самой теории относительности не выполняется: Специальная теория относительности категорически отвергает эфир, а Общая теория относительности того же автора, взявшая себе в основу все положения Специальной теории относительности, категорически настаивает на его существовании. Слов нет, внутренняя непротиворечивость - необходимое качество любой теории, однако диалектический материализм предполагает это качество необходимым, но не достаточным, так как нужно обеспечить еще соответствие теории всем известным опытным данным, ибо «точка зрения жизни, практики должна быть первой и основной точкой зрения познания» (Ленин [4, с. 145]).

Существующая физическая теория считает выдвижение постулатов на основании так называемых критических экспериментов допустимым и законным приемом. Подтверждение выводов, вытекающих из этих постулатов, какими-либо экспериментальными данными сразу поднимают эти постулаты до уровня абсолютной истины.



Hosted by uCoz