![]() | ![]() |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 | |
260 Глава 8. Глава 8. Накануне очередной физической революции8.1. Системно-исторический метод развития физической теорииКак известно, основной задачей физической теории считается получение зависимостей между взаимосвязанными физическими величинами. Однако сами эти величины могут быть наблюдаемы, т.е. получаемы непосредственно в опыте, а могут быть не наблюдаемы, т.е. в опыте наблюдателю не доступны. Возможность определения не наблюдаемых непосредственно в экспериментах параметров многими исследователями вообще ставилась под сомнение и даже отрицалась. На самом деле, любое явление является следствием именно не наблюдаемых движений материи на глубинных уровнях ее организации, и не учет этих движений приводит к весьма неполному, поверхностному представлению о самом явлений. С легкой руки И.Ньютона отрицание возможности исследования не наблюдаемых величин приобрело методологический характер. В издании «Оптики» 1917 года [1, с. 48] приводятся высказывания Ньютона: «Гипотезы не должны рассматриваться в экспериментальной философии. Правильнее всего, не создавая гипотез, описывать явления на основании опытов и наблюдений по методу индукции, точнее, по методу принципов». Более чем пятидесятилетние размышления Ньютона над гипотезой эфира кончились отказом от самой постановки вопроса во славу принципа «hypotheses non fingo» (гипотез не измышляю). В своем скептицизме по отношению к эфиру Ньютон оставался почти одиноким в XVIII и XIX веках, и только физика нашего времени решительно разделила этот скептицизм. Но сегодня это произошло в связи со скатыванием современной физики в | Накануне очередной физической революции 261 идеализм, массовым выдвижением постулатов и «принципов» и фактически с заменой цели исследования физических основ природы ее поверхностным феноменологическим описанием. Методология исследований взаимоотношений только между «наблюдаемыми» величинами привела к установлению принципа «action in distance» - действию на расстоянии, или иначе «принципа дальнодействия», согласно которому тела взаимодействуют друг с другом без участия промежуточной среды. Этот принцип принципиально отличается от принципа «близкодействия», выдвинутого Р.Декартом, настаивающим на передаче взаимодействий между телами посредством эфира. Высказавшись против гипотез, Ньютон методологически признал возможность обходиться только исследованием зависимостей между наблюдаемыми величинами, и в определенной степени современная физика опирается именно на такую методологию. Эта методология дает ответ на вопрос «сколько?» но не дает ответа на вопрос «почему?». А это значит, что полученные зависимости носят приближенный характер, не учитывающий множество факторов, которые на данном этапе скрыты от исследователя, поскольку все его исследования изначально опираются на результаты опытов, сама постановка которых предопределена представлениями экспериментатора. Получается замкнутый круг: экспериментатор ставит только те опыты, в которых он надеется получить предполагаемые им результаты, а полученные результаты подтверждают его предположения, возможно, несколько уточняя их. Новые идеи здесь не возникают или возникают случайно, в частности, в тех случаях, когда результаты не подтверждают исходных предположений. Однако необходимо отметить, что подобный подход, принципиально лишающий физику возможности осознать внутреннюю физическую сущность явлений, приводит к тому, что получаемые зависимости между «наблюдаемыми» явлениями носят поверхностный характер, учитывающий только то, что фактически уже достигнуто. Между тем, любое явление имеет бесчис |