Ацюковский В.А. Начала эфиродинамического естествознания. Книга 1. Методологический кризис современной теоретической физики. М.:Петит, 2009. — 296 с. — ISBN 978-5-85101-027-9

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 74   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74 75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249  250  251  252  253  254  255  256  257  258  259  260  261  262  263  264  265  266  267  268  269  270  271  272  273  274  275  276  277  278  279  280  281  282  283  284  285  286  287  288  289  290  291  292  293  294  295  296 
Microsoft Word - 1_001_Титул1.doc

74

Глава 2.

В самом деле, нельзя ставить эксперимент, не зная или не сформулировав, для чего он проводится. Однако выбор цели сам по себе в значительной степени предопределяет постановку и методику проведения работы, когда ожидаются совершенно определенные результаты. А поскольку результаты любого эксперимента сопровождаются ошибками, то всегда существует возможность выдачи желаемого за действительность, особенно если результат находится на грани чувствительности приборов. В этом плане рассуждения о «критическом» эксперименте, который якобы проливает свет на изучаемое явление, кажутся сомнительными, так как для такого рода случаев требуется особенно тщательная подготовка эксперимента, большая статистика и объективная оценка данных. Однако действующая на момент подготовки и проведения эксперимента господствующая теория, как правило, оказывает столь существенное воздействие, что ни о тщательной подготовке, ни о статистике, ни об объективной обработке результатов речь не идет, а полученные результаты легко выдаются за подтверждение господствующей теории, если они ей не противоречат. Если же результаты противоречат господствующей парадигме, то они просто замалчиваются.

Результаты экспериментов Майкельсона в 1881 г. по обнаружению эфирного ветра трактуются как «отрицательные» или «нулевые», несмотря на то, что в них получены как самим Май-кельсоном, так его последователями Морли (1905) и, в особенности, Миллером (1921-1925), несомненно, положительные результаты [12].

Эксперименты по эквивалентности масс, показавшие идентичность гравитационной и инертной масс для различных материалов, трактуются как подтверждение Общей теории относительности, хотя обычная механика никогда не делала различий между гравитационной и инертной массами и, следовательно, результаты экспериментов подтверждают, прежде всего, обычную классическую механику

И так далее.

Microsoft Word - 1_001_Титул1.doc

Об основах Теории относительности А.Эйнштейна

75

Рассмотрим общую последовательность постановки и проведения экспериментов, а также обработки и интерпретации их результатов.

Как уже упоминалось, на постановку эксперимента, даже на выбор общего направления решающее влияние оказывают те или иные теоретические положения, в том числе выбранные инварианты, на основе которых исследователи строят модель явления, для проверки которой и проводится эксперимент.

В каждой модели существуют свои параметры, отличные от параметров других моделей, и взаимосвязь между ними и ищется в ходе проведения эксперимента. Но в каждом эксперименте присутствуют мешающие факторы, влияние которых на ход эксперимента экспериментатор обязан учесть, так как иначе результат воздействия этих мешающих факторов может быть истолкован как основной результат эксперимента.

К сожалению, общее число мешающих факторов всегда и принципиально бесконечно велико, поэтому все такие факторы учесть нельзя. В связи этим приходится учитывать только существенные факторы, которых немного, но зато возникает другая проблема - проблема доказательства существенности или несущественности того или иного мешающего фактора именно для данного эксперимента, преследующего данную конкретную цель. Эксперимент может быть истолкован неверно, если неучтенными оказались существенные мешающие факторы, т. е. факторы, влияющие на исход в большей степени, чем это допускается значением допустимой погрешности. Это означает, что следует оценивать влияние каждого из мешающих факторов на конечный результат эксперимента. К сожалению, это делается далеко не всегда.

В результате проведения эксперимента выявляются функциональные зависимости многих переменных, в том числе и неучтенных факторов. В этих зависимостях иногда имеются выбросы

- чрезмерно большие отклонения от общей массы отсчетов. Эти выбросы могут быть отброшены без должного обоснования, если во внимание принята только определенная модель. То же можно



Hosted by uCoz