![]() | ![]() |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 | |
50 Глава 2. Глава 2. Об основаниях Теории относительности2.1. О предпосылках появления теории относительности ЭйнштейнаВ середине XIX столетия обнаружилось противоречие между двумя направлениями в физике: классическим, исследующим в явлениях движения материальных объектов и сохраняющим традиционную объективность подлинной науки о природе - независимость ее законов от человеческого мышления, и направлением, пытающимся подменить реальные факты теми впечатлениями, которые они производят на человеческие чувства. Первое направление являлось материалистическим, поскольку на первом месте здесь стоит материя, природа, а на втором месте сознание, выводы из изученных природных фактов, второе направление является идеалистическим, поскольку здесь на первое место выдвигаются ощущения, сознание, а природа, т.е. материя, рассматривается как результат этих ощущений. В процессе своего развития второе направление привело к коренной ломке представлений о пространстве, времени и веществе [1, с. 176].Однако и первое направление вело в тупик, оно было явно метафизическим, поскольку не предполагало развития теории путем качественного изменения ее исходных положений, в частности, путем углубления в строение материи. Кризис начался с электродинамики, основой которой с 1865 года стала группа уравнений Максвелла, обобщившая экспериментальные результаты Кулона и, главным образом, Фарадея. Электромагнитная теория Максвелла заимствовала от математики свою строгость и логичность, а от опыта - его достоверность, широкую возможность критики и объективность проверки. Со временем обнаружилось, что при переходе к высоким скоростям, измеряемым десятками, сотнями и более километров в секунду, свойственным движению микрочастиц, формулы Мак | Об основах Теории относительности А.Эйнштейна 51 свелла дают весьма ощутимые отклонения от эксперимента. Теория явно требовала усовершенствования, доработки. Однако наука, благодаря усилиям некоторых ученых, сошла с прямого пути и занялась поисками произвольных постулатов, способных подогнать новые факты к устаревшим гипотезам. Гносеологическое направление в науке, согласно которому чистому мышлению доступно познание действительности, берущее свое начало от Платона, получило во второй половине XIX столетия дальнейшее развитие в трудах Маха, Пуанкаре, а позднее и Эйнштейна [2]. В XIX веке была широко распространена гипотеза эфира, мировой всепроникающей среды, заполняющей все пространство. Эфир, как носитель света, должен обладать многими удивительными свойствами: с одной стороны он должен быть чрезвычайно «тонким», невесомым, чтобы не препятствовать движению микрочастиц и небесных тел, с другой стороны, он должен быть невероятно «жестким», чтобы передавать поперечные волны света со скоростью в сотни тысяч километров в секунду. Возможная для него частота колебаний должна охватывать весь диапазон, практически от нуля, до многих триллионов (1018) в секунду. Но во второй половине XIX века трудами Сен-Венана, Релея и Столетова было выяснено, что подобные требования к веществу совершенно несовместимы. Было сделано много попыток спасти гипотезу эфира за счет усложнения его гипотетических свойств, но, как писал С.И.Вавилов, «Под натиском опытных данных концепция эфира стала столь громоздкой и неопределенной, что в пользу ее трудно аргументировать даже тем, что она дает довольно наглядный образ явлений. Как и во времена Ньютона, мы так же мало знаем «что такое эфир», а, пожалуй, даже меньше, чем тогда» [3]. На смены гипотезе эфира пришла электромагнитная теория Максвелла. Она имела то преимущество, что заменила явно дискредитированный эфир новым понятием - «электромагнитное поле». Это понятие не имело аналогов в зрительно наблюдаемом мире и поэтому позволяло приписывать себе желаемые свойства, |