Ацюковский В.А. Начала эфиродинамического естествознания. Книга 1. Методологический кризис современной теоретической физики. М.:Петит, 2009. — 296 с. — ISBN 978-5-85101-027-9

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 37   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37 38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249  250  251  252  253  254  255  256  257  258  259  260  261  262  263  264  265  266  267  268  269  270  271  272  273  274  275  276  277  278  279  280  281  282  283  284  285  286  287  288  289  290  291  292  293  294  295  296 
Microsoft Word - 1_001_Титул1.doc

Общественное производство и естествознание

37

риментальные подтверждения теории относительности. Это, в первую очередь, связано с тем, что любой экспериментальный факт может иметь бесчисленное множество трактовок, а не только те, которые предпочитают сторонники релятивизма. Примером может являться также эксперимент Физо по определению скорости света в 1849 г., когда для использованной им методологии и поставленного им якобы эксперимента не было никакой технической базы. Из того же перечня можно назвать коэффициент Френеля, не использованного ни в одном оптическом приборе, и ряд других.

Вызывают также сомнения точности определения некоторых параметров частиц - пятый знак после запятой и т. д. Некоторые методологии просто никуда не годятся, например, методология определения времени жизни протона и т. д. Все это требует пересмотра.

1.6. Главная проблема естествознания

Сегодня главным вопросом естествознания является вопрос -должна ли наука ограничиваться одним только описанием или за описанием должно следовать причинное объяснение. Разумеется, когда мы знакомимся с новыми явлениями, то мы не можем отказаться от описания этих явлений. Но описание - это только первый шаг в научном исследовании. За ним должно следовать изыскание причинной связи, т.е. внутреннего механизма явлений. Исследование внутреннего механизма позволит не только понять причины явления, но и откроет новые стороны этого явления, ускользнувшие от поверхностного наблюдения, покажет ограничения той области, на которую явление распространяется. Оно позволит избежать идеализации в описании явления и наметить пути дальнейших исследований.

Попытки выявления причин природных явлений пронизывают всю историю науки, но они еще в древности в одних проявле

Microsoft Word - 1_001_Титул1.doc

38

Глава 1.

ниях носили материалистический характер (Фалес, Демокрит, Лукреций и др.) в других - идеалистический характер, главным образом, теологический. Но уже в 17 веке французский ученый Р.Декарт попытался дать материалистическому подходу соответствующую методологию.

Р. Декарт (Descartes, 1596 - 1650) в своем главном сочинении «Рассуждение о методе» предполагал материю делимой до бесконечности. Все явления сводятся к движению материи. И хотя не во всех следствиях Декарт оказался прав, сводя Вселенную к чисто механической системе, фактически он создал динамический метод, обязывающий всюду искать причинно-следственные отношения на уровне организации материи более глубоком, нежели само явление, которое доступно нашим чувствам.

«Чувства наши не показывают нам действительной природы вещей, а только то, в чем они нам полезны или вредны», утверждал Декарт. Характерная черта учения Декарта - изгнание из науки о природе потаенных свойств и указание на возможность объяснения физических явлений движением. Весь генезис материи, по Декарту, сводится к возникновению различных элементарных форм, которые, сцепляясь друг с другом и составляя новые агрегаты, образуют различные формы материи. Такой подход к природе обусловил его живучесть, и с тех пор научное направление, руководящееся принципами Декарта, называется картезианским или кинетическим. С этим направлением вскоре стало бороться ньютонианское направление, которое можно назвать феноменологией.

Главный труд Декарта «Principia Philosophiae» появился в 1644 г. Через сорок три года в 1687 г. И.Ньютон открывает Закон всемирного тяготения. Не решаясь дать объяснение причины тяготения, Ньютон предоставляет усмотрению читателя решить вопрос о материальности или не материальности этой причины . Ньютон формулирует принцип действия сил на расстоянии без привлечения представлений о промежуточном материальном носителе этого действия. Таким образом, было положено начало учению о потаенных силах, и это учение было встречено сочув



Hosted by uCoz