![]() | ![]() |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 | |
206 Глава 6. ков был распространен взгляд, что в физике никаких новых областей явлений уже не может быть открыто, Это говорилось как раз накануне открытия радиоактивности. Диалектический материализм, опираясь на всю историю развития науки и философии, учит, что материя бесконечна вглубь, что электрон так же неисчерпаем, как и атом. Таким образом, приписывание «принципиального статистического» характера квантовой механике и приписывание ей полноты, которой она не обладает, есть попытка установления границ познания, а «принцип неопределенности» Гейзенберга есть своеобразный пограничный столб, за которым прекращается всякое движение человеческого познания. В этом отношении в области квантовой механики мы имеем ярко выраженные ошибочные положения, проистекающие из ложных установок эмпириокритической философии. Тень эмпириокритицизма бежит за развитием квантовой механики с самой ее колыбели. Эта теория, по выражению все того же Гейзенберга, «оперирует только соотношениями между принципиально наблюдаемыми величинами», а поскольку внутренние движения материи сегодня не наблюдаемы, то они принципиально исключены из квантовой механики. Отсюда и результат. Квантовая механика дала великолепные методы вычислений «принципиально наблюдаемых» величин - уровней энергии электронов, частот спектральных линий атомов и т.п. Однако теория ничего не может сказать о траекториях электрона в пределах атома, это было умышленно исключено с самого начала как нечто «принципиально не наблюдаемое». То, что умышленно исключено из теории, считается «качественно новыми закономерностями микромира». Однако приходится лишь с сожалением констатировать, что собственную ограниченность уважаемые ученые выдали за принципиальное устройство природы. | Критика методологии современной теоретической физики 207 6.9. Сопоставление взглядов современной физической теории и диалектического материализмаМетодологию современной физической теории можно представить как ее философию, как систему взглядов. Имеет смысл сформулировать основные положения такой системы и сопоставить их с известными положениями диалектического материализма, а также с известными положениями классической физики [7]. Одним из основных требований, предъявляемых к любым новым теориям современной физики, является соответствие новых выдвигаемых положений Специальной теории относительности Эйнштейна. Любые новые положения отвергаются сразу, если это требование не выполняется. Таким образом, Специальная теория относительности Эйнштейна фактически введена в ранг непогрешимого догмата. При этом, если обнаруживается несоответствие между следствиями, вытекающими из положений теории относительности и положениями диалектического материализма или положениями классической физики, то выбор делается в пользу теории относительности, так как считается, что диалектический материализм устарел, а положения классической физики не могут быть применены к возникшей ситуации. А такие разногласия есть. Космологические теории, базирующиеся на теории относительности, непосредственно приводят к «началу» Вселенной, отсчет времени при этом производится от «Большого Взрыва». По положениям диалектического материализма и классической физики никакого начала» быть не может, материя, а, значит, и Вселенная существуют вечно. Теория относительности полагает, что энергия и материя эквивалентны, а диалектический материализм и классическая физика считают энергию и движение свойством, а не эквивалентом материи. По современной физической теории существуют пределы, до которых можно делить материальные образования, этот предел |