![]() | ![]() |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 | |
18 Глава 1. Трудящимися являются все те, кто непосредственно или косвенно заняты производительным трудом и создают прибавочную собственность, сюда же относятся организаторы и управляющие, уполномоченные собственниками создавать и организовывать производство, а также управлять созданным и организованным производством. В принципе это те же наемные работники, получающие от собственников заработную плату за свой труд. Как справедливо отметил Маркс [3], развитие производительных сил на определенном этапе развития общества приводит к обострению противоречий в обществе, связанное с неравномерным распределением общественного продукта - предметов потребления между людьми. Эта неравномерность обусловлена частной собственностью на отдельные элементы общественного производства, что дает возможность частным владельцам этой собственности присваивать большую часть общественного продукта. С течением времени и по мере развития производства эта часть становится все больше, и в обществе нарастает конфликтная ситуация, обостряются социальные противоречия и усиливаются требования передела собственности в пользу всех членов общества. Производительность труда в целом снижается, потому что непосредственные исполнители производства - трудящиеся не заинтересованы в развитии производства, от которого они не получают заработанной ими части. Возникает кризисная ситуация, и если передела собственности в пользу всего общества не происходит, то происходит социальный взрыв, целью которого является проведение революции для реализации требований по переделу собственности. После революции производство становится более обобществленным, и противоречия на время ослабевают. А потом, по мере дальнейшего развития производительных сил, вновь нарастают противоречия, и все начинается сначала. Таким образом, нарастание противоречий в обществе связано с тем, что собственность на элементы производства в общественном производстве не является общенародной. Из изложенного видно, что причиной кризисов, регулярно потрясающих общество, является противоречие между ус | Общественное производство и естествознание 19 тановившимися и устаревающими производственными отношениями и выросшими производительными силами. Это утверждает марксизм, и это так и есть. К социальным революциям приводит несоответствие между установившимися в обществе производственными отношениями и выросшими производительными силами, которые существенно определяются развитием науки о природе - естествознания. Именно развитие естествознания, на базе которого развиваются технологии и орудия производства, т.е. средства производства, подготавливает конфликт между выросшими производительными силами и устаревшими производственными отношениями, т.е. готовит социальную революцию. Поэтому собственники средств производства, заинтересованные в сохранении установившихся производственных отношений в до коммунистических формациях будут сдерживать развитие науки. Но это ведет к консервации устаревающих технологий - технологическому консерватизму, что в свою очередь приводит к исчерпанию не возобновляемых природных ресурсов и неизбежно вызывает уже между собственниками средств производства конфликты, в которые они втягивают население целых стран и континентов. Бурное развитие естественных наук на ранних стадиях развития капитализма (18-19 столетия) объясняется тем, что получение прибыли от производства на этом этапе невозможно без его расширения, а это требует первоочередного развития естественнонаучных направлений. Деградация науки в целом и в особенности естественнонаучных направлений на этапе кризиса капитализма в целом связана с тем, что капиталистические отношения исчерпаны, развитие науки быстрой прибыли не дает, отсюда и отношение к ней. Устаревшие производственные отношения начинают тормозить развитие производительных сил, составной частью которых является наука. Этот процесс начался в конце 19-го столетия и продолжается до настоящего времени. Таким образом, развитие естествознания существенным образом определяет судьбы всего человечества. С изложенных пози |