![]() | ![]() |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 | |
14 Введение Вторая задача заключается в том, что, прежде чем двигаться дальше, необходимо всем основным материальным структурам и физическим явлениям найти физическое же, т. е. сущностное объяснение. Но для решения этих задач сначала нужно создать соответствующую материалистическую методологию без постулатов, «принципов» и перенормировок. Эта методология должна опираться на принципы диалектического материализма с учетом, разумеется, того пути, которое прошло естествознание за последнее столетие. Развитие физики до начала 20 в. придерживалось, в основном, материалистической методологии: накопление опытных данных приводило к необходимости индукции - перехода от частного к общему, обобщению этих данных, а затем, в результате этого обобщения появлялась возможность дедукции - переходу от общего к частному - формулированию следствий для определения направлений новых исследований. И в том, и в другом случае необходимо было следовать определенной логике. Трудность заключалась в нахождении общей базы, как для такого обобщения, так и для последующих шагов, однако трудности, так или иначе, преодолевались, и логика индукции, а затем и дедукции находилась, и затем, после составлении системы ранее разобщенных результатов экспериментов определялись дальнейшие направления исследовании, прежде всего, для завершения системы. История знает немало положительных примеров успешного применения индуктивно-дедуктивной логики. В конце 19 в. это было продемонстрировано, по крайней мере, в двух ключевых областях - Дж.К.Максвеллом в области электротехники и Д.И.Менделеевым в области строения вещества. Максвелл произвел обобщение работ 24 исследователей (1873), результатом чего стало бурное развитие не только самой электротехники, но и радиотехники, а в дальнейшем электроники и ряда других приложений, казалось бы, к электротехнике прямого отношения не имеющих, например, оптики, атомной физики и некоторых других. | Введение 15 Менделеевым была разработана Периодическая таблица элементов (1869) как теоретическое обобщение накопленного до него материала по свойствам открытым к тому времени 48 элементам, на основании чего им были предсказаны свойства всех тех элементов, которые должны были занять свое место в его таблице, но тогда еще не были открыты. Но именно после создания Периодической системы и ее опубликования началось массовое и быстрое открытие всех недостающих элементов. Сама же таблица была использована не только химиками, но и физиками-ядерщиками и многими другими. Научная методология, использованная классической физикой до внедрения абстрактно-математических теорий - теории относительности Эйнштейна и квантовой механики, была более продуктивной, чем современная методология, основанная на постулатах, аксиомах и прозрениях великих мыслителей, поэтому к ней нужно возвращаться. Это будет возврат к хорошо сегодня забытой материалистической методологии. Не должно быть сомнения в том, что развитие физики, на принципах диалектического материализма, окажется качественно новым, плодотворным и окажет большую помощь в развитии всех областей естествознания, а также прикладникам в решении стоящих перед ними проблем. |