Ацюковский В.А. Начала эфиродинамического естествознания. Книга 1. Методологический кризис современной теоретической физики. М.:Петит, 2009. — 296 с. — ISBN 978-5-85101-027-9

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 38   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38 39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249  250  251  252  253  254  255  256  257  258  259  260  261  262  263  264  265  266  267  268  269  270  271  272  273  274  275  276  277  278  279  280  281  282  283  284  285  286  287  288  289  290  291  292  293  294  295  296 
Microsoft Word - 1_001_Титул1.doc

38

Глава 1.

ниях носили материалистический характер (Фалес, Демокрит, Лукреций и др.) в других - идеалистический характер, главным образом, теологический. Но уже в 17 веке французский ученый Р.Декарт попытался дать материалистическому подходу соответствующую методологию.

Р. Декарт (Descartes, 1596 - 1650) в своем главном сочинении «Рассуждение о методе» предполагал материю делимой до бесконечности. Все явления сводятся к движению материи. И хотя не во всех следствиях Декарт оказался прав, сводя Вселенную к чисто механической системе, фактически он создал динамический метод, обязывающий всюду искать причинно-следственные отношения на уровне организации материи более глубоком, нежели само явление, которое доступно нашим чувствам.

«Чувства наши не показывают нам действительной природы вещей, а только то, в чем они нам полезны или вредны», утверждал Декарт. Характерная черта учения Декарта - изгнание из науки о природе потаенных свойств и указание на возможность объяснения физических явлений движением. Весь генезис материи, по Декарту, сводится к возникновению различных элементарных форм, которые, сцепляясь друг с другом и составляя новые агрегаты, образуют различные формы материи. Такой подход к природе обусловил его живучесть, и с тех пор научное направление, руководящееся принципами Декарта, называется картезианским или кинетическим. С этим направлением вскоре стало бороться ньютонианское направление, которое можно назвать феноменологией.

Главный труд Декарта «Principia Philosophiae» появился в 1644 г. Через сорок три года в 1687 г. И.Ньютон открывает Закон всемирного тяготения. Не решаясь дать объяснение причины тяготения, Ньютон предоставляет усмотрению читателя решить вопрос о материальности или не материальности этой причины . Ньютон формулирует принцип действия сил на расстоянии без привлечения представлений о промежуточном материальном носителе этого действия. Таким образом, было положено начало учению о потаенных силах, и это учение было встречено сочув

Microsoft Word - 1_001_Титул1.doc

Общественное производство и естествознание

39

ственно теологами. И хотя успехи Закона всемирного тяготения неоспоримы, следует отметить, что он имеет исключительно математический и к тому же идеализированный, но никак не физический характер. Отсутствие физических, т.е. причинных представлений привело, в частности, к тому, что в середине 19 века Нейманом и Зелигером был сформулирован так называемый космологический гравитационный парадокс: если распространить Закон всемирного тяготения на всю бесконечную Вселенную, то гравитационный потенциал в любой точке пространства окажется бесконечно большим, чего в природе быть не может.

Таким образом, уже с 17 века в науке началась борьба между динамической и феноменологической методологиями. Она не прекратилась и в наши дни.

Известный немецкий физик Г.Гельмольц утверждал, что «Конечная цель научного знания заключается в изыскании постоянных причин явлений». Это есть фактическое продолжение линии Декарта в науке.

Дж.К.Максвелл последовательный сторонник и разработчик кинетической теории материи, в ряде статей и докладов обращает внимание на недостаточность чисто математического описания явлений. Не отрицая полезности математики, Максвелл указывает на необходимость моделирования физических явлений. Электродинамика Максвелла является примером такого подхода, в ней он использовал модельные эфирные представления о сущности электромагнетизма. Именно на этой основе Максвелл разработал свои знаменитые уравнения электромагнитного поля. Полезность уравнений Максвелла подтверждена всем последующим развитием науки и техники.

Физика как наука о природных явлениях вплоть до середины 19 столетия считалась предметом занятий любителей, не имеющим серьезного прикладного значения, хотя работы по геометрической оптике уже тогда были исключением. Однако с открытием электромагнетизма положение стало меняться, в связи с чем пристальное внимание к естествознанию стали уделять и политические деятели, такие как Ф.Энгельс и В.И. Ленин. Это можно объ



Hosted by uCoz