![]() | ![]() |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 | |
Об основах Теории относительности А.Эйнштейна 53 ли настаивать на постоянстве скорости света относительно мирового эфира, хотя обнаружить последний никак не удавалось. В опытах Майкельсона и его последователей интерферометр двигался вместе с Землей, и все его части, включая излучатель света, оставались взаимно неподвижными. Делать из этих опытов выводы, относящиеся к движущимся источникам и приемникам, считалось и сейчас считается недопустимым, если только не признавать заранее и безоговорочно эфирно-волновую теорию света. Поэтому, чтобы согласовать результаты непосредственных наблюдений с общепризнанной (!) гипотезой, Фитцжеральд предложил считать опыт Майкельсона доказательством (!) поразительно факта: не скорость света зависит от скорости его излучателя, а размеры всех тел зависят от скорости их движения относительно наблюдателя. Эту гипотезу обосновал своей электронной теорией Лоренц, а Пуанкаре на ней построил новую теорию относительности, резко отличную от теории Ньютона. Позднее все эти абстрактные рассуждения, принимаемые за реальность, вылились в форму второго постулата Эйнштейна: «Скорость света в любой координатной системе одинакова и не зависит от движения в ней его источника». По существу это было следствием гипотезы Фитцжеральда, но очень скоро следствием стали считать предположение Фитцжеральда, а постулат Эйнштейна приняли за основу новой теории относительности Эйнштейна, оформление которой он завершил в 1905 году [4] и о которой еще в 1914 году профессор О.Д.Хвольсон сказал, что «неслыханная парадоксальность» является ее особенно характерной чертой!» [5]. Парадоксальность, противоречащая здравому смыслу, стал, по словам А.Тяпкина, чуть ли не синонимом научности, прогрессивности и моды. Парадоксальную форму приобрели определения пространства и времени, массы и скорости, причинности и последовательности. Аналогичными мотивами руководствуются и некоторые ученые, все более усложняя свой математический аппарат. | 54 Глава 2. После распространения релятивизма, в том числе и на другие науки, постулат Эйнштейна превратился в штатный «критерий научности» для любого нового предложения или гипотезы: правильным и доказанным считается только такое высказывание, которое не противоречит второму постулату Эйнштейна и выводам из него, хотя сам он никем не доказан ни теоретически, ни экспериментально! Если бы опыту Майкельсона с самого начала было дано толкование по Максвеллу, то следовало бы, что скорость света в пустоте складывалась со всякой другой скоростью, участвующей в данном явлении, по правилам векторной алгебры. Как выразился академик Л.И.Мандельштам [6], при этом «.все могло быть в порядке» и не нужны были бы ни искусственные преобразования Лоренца, ни вся теория относительности Эйнштейна. Но почему-то никаких практических выводов из этого дельного замечания академик не сделал! Он просто констатировал, что второй постулат Эйнштейна не доказан и что «... мы исходим из него, не требуя доказательств», то есть антинаучно. А он является краеугольным камнем теории относительности! Таким образом, ряд крупных ученых начала ХХ века высказались в том смысле, что исходные постулаты теории относительности Эйнштейна носят антинаучный характер, а, следовательно, и вся его теория антинаучна. Следует, однако, отметить, что все рассуждения противников теории относительности Эйнштейна в те времена, да и сейчас, носят столь же постулативный характер, что и сама теория, и поэтому реально не представляют собой эвристической ценности. Все они выдвигали свои предположения ни на каких физических основах не основанные, а затем пытались с их помощью как-то согласовать опытные данные. Поскольку таких предположений может быть выдвинуто бесчисленное множество, считать ни это предположения, ни сам подобный метод научными нельзя. Рассмотрим некоторые из таких положений. Прежде всего, следует напомнить, что в любой сплошной среде, а эфир всегда рассматривался как сплошная среда, распро |