1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 | |
материи (природы, фактов), если факты не укладываются в теорию, то не теория исправляется, как это сделали бы материалисты, а факты отбрасываются (чего стоит одна лишь история с отбрасыванием результатов исследования эфирного ветра, обнаруженного Майкельсоном и его последователями); — математика, то есть способ описания, навязывает физике, природе свои весьма поверхностные модели и законы; все процессы, по ее мнению, носят вероятностный характер, а внутреннего механизма у них нет; — в теоретической физике обосновываются понятия, которые непосредственно противоречат диалектическому материализму, например, теория Большого взрыва, то есть «начала создания Вселенной, правда, при этом заявляется, что сам диалектический материализм устарел. Ленин в своих работах предупреждал, что именно может получиться, если следовать эмпириокритическим путем развития. Но фи- зики-теоретики не вняли предупреждениям Ленина. Физика погрязла в идеализме, и это достойно сожаления. Прямым следствием этого являются громадные и неоправданные затраты на создание ускорителей высоких энергий и токамаки, а также и на другие направления, с помощью которых якобы можно будет достичь многого, но ничего так и не достигнуто, и не только у нас, но и во всем мире... В работе «Материализм и релятивизм. Критика методологии современной теоретической физики» (М.: Энергоатомиздат, 1992; М.: «Инженер», 1993) автор настоящей статьи показал, к чему пришла физика, высокомерно пренебрегшая предупрежде-ниями В.И.Лени- на, - она скатилась в идеализм и зашла в тупик. В чем же выход из такого положения? Выход в том, чтобы вернуться на материалистический путь развития науки, учесть опыт развития естествознания XIX столетия, понять, что «электрон так же неисчерпаем, как и атом», и это открывает перед наукой принципиально новые богатейшие возможности. Физике придется вернуться к эфиру - мировой среде, заполняющей все мировое пространство и являющейся строительным материалом для всех видов вещества и силовых полей, выяснить наконец структуру всех микрообъектов и силовых взаимодействий. Тогда на этой основе откроются совершенно новые горизонты для развития науки и через нее — для качественного развития производительных сил. Развитие производительных сил неизбежно приведет к революции в производственных отношениях, в которых уже не будет места частной собственности. Победа материализма неизбежна, и она не за горами. 335 | 5 Наука и лженаукаНаписание данной статьи связано с появлением в печати, в частности в газете «Комсомольская правда», сообщения о создании в Российской академии наук специальной комиссии по борьбе с лженаукой. Председателем комиссии является академик Сибирского отделения РАН Э. П. Кругляков. Известный академик РАН Виталий Лазаревич Гинзбург является одним из членов этой комиссии. Поскольку сам предмет лженауки этой комиссией четко не определен, так же как и меры, которые она намерена принимать в своей борьбе, то возникло желание оказать ей посильную помощь в решении означенной проблемы. О предмете науки достаточно сказано в Большой советской энциклопедии, 3-е издание, т. 17, с. 323: «Наука, сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных (курсив мой. - В. А.) данных о действительности; одна из форм человеческого сознания... Понятие «Н.» включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности - сумму полученных к данному моменту знаний (объективных. - В. А.), образующих в совокупности научную картину мира. ...Непосредственные цели «Н.» - описание и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения на основе открываемых ею законов, т.е. в широком смысле — теоретическое отражение действительности». Далее говорится, что в науке получение знаний образует ее главную и непосредственную цель. К сожалению, предмет лженауки в БСЭ не определен, что в принципе позволяет вольно трактовать это понятие. Однако можно полагать, что лженаука есть антитеза науке и ее задача - выработка не объективных, а субъективных знаний, выдумка «законов», соответствие которых объективной действительности не обязательно. Из формулировки предмета науки вытекает, что ученые должны заниматься поисками новых фактов (деятельность по получению нового знания) и теоретическим обобщением полученных объективных знаний и на этой основе делать предсказания о новых явлениях, определять методологию их поиска. Поскольку наука является непосредственным участником современного производства, то можно добавить, что у нее имеется еще задача по воплощению ее достижений в технологии. Последнее является предметом уже не фундаментальной, а отраслевых наук. Без внедрения в технологии рано или поздно фундаментальные знания утрачиваются. 336 |