1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 | |
А что касается военных, то им и сегодня закон не писан. Но их об этом никто и не спрашивает. Просто все фирмы делают свою аппаратуру одинаково и для пассажирских, и для военных самолетов. А военные делают вид, что ни о чем не догадываются. I ч- Основная задача при доводке комплексовОднажды меня вызвал к себе начальник нашего филиала Виталий Николаевич. — Акимыч, — сказал он, — ты знаешь, что в системе «Сумма» есть высотный отказ? Я, конечно, знал. Система «Сумма» — это пилотажно-навигационный комплекс, установленный на одном из самолетов. Высотный отказ аппаратуры проявлялся весьма оригинально. Все проверки, произведенные на земле перед полетом, показывали, что аппаратура полностью исправна. Самолет взлетал. До высоты 1500 метров все работало хорошо. Но на высоте 1500 метров что-то происходило, и весь комплекс прекращал работу. Тогда самолет снижался. На высоте 900 метров все включалось, и самолет садился с полностью исправным оборудованием. Послеполетные проверки не давали ничего. - Уже проведено 23 полета, и все зря, - продолжал Виталий Николаевич. — Сегодня я своей властью останавливаю это безобразие. Полетов больше не будет до тех пор, пока ты, отвечающий за бортовые вычислители в нашем институте, не найдешь, в чем дело. Даю тебе сроку две недели и 500 рублей премии для тех, кто найдет неисправность. Бери, кого считаешь нужным, делай, что хочешь, но чтобы через две недели комплекс был в порядке. Понял? Понял, конечно, чего уж тут не понять. Только не понял, что мне делать. Ему хорошо — дал команду, и все заботы. А сам-то уже два десятка совещаний провел на эту тему, и все без толку. А теперь давай, решай за две недели. Что решай, как решай? Однако что-то делать надо. Проклиная всех начальников, разработчиков и высотный отказ, я пригласил к себе тепловиков: — Давайте приходите и записи свои приносите, небось, это ваши температуры скачут! Тепловики явились и показали записи. Нет, не скачут температуры. - Ладно, мужики, - сказал я. - Похоже, что вы тут ни при чем. Однако сидите на своих местах и не вздумайте сбежать в командировку. Потому что вдруг это все-таки вы! То же самое пришлось сказать и вибрационщикам, и электрикам. Никто из них, похоже, не виноват. Но ведь кто-то же виноват! Кто? Придется сходить на самолет. 83 | На самолете два техника — симпатичные мальчики Гена и Коля с чем-то возились. — Здравствуйте, молодцы! — поздоровался я. — Как полеты? — Нету полетов! — буркнули Гена и Коля. — Остановились полеты. — Что же это? — удивился я. — У вас все так хорошо шло! — Хорошо, да не очень, - вздохнули техники. — Отказ у нас в аппаратуре. Высотный. — Ай-ай-ай! — посочувствовал я. — А что это за прибор такой кругленький? — Нешто не знаете, это высотомер, он входит в состав СВС — системы воздушных сигналов. Высоту показывает. — Хороший прибор, — похвалил я. - Без него летчику труба. Ну и что, исправен? Когда проверяли? — Исправен, конечно. Проверяли недавно, в прошлом году в соответствии с регламентом. У него, правда, один потенциометр оборван, но это пустяки, это ни на что не влияет. — Какой потенциометр? — насторожился я. — Не тот ли это потенциометр, сигнал от которого идет в бортовой вычислитель? — Он самый, - подтвердили Гена и Коля. - Ну и что? — Как что? - на этот раз мое изумление было неподдельным. - У вас высотный отказ, связанный с вычислителем, вы об этом знаете, высотомер неисправен, а вы и в ус не дуете! У вас что, нет других высотомеров, исправных? — Ну как же! - воскликнули Гена и Коля. - У нас все есть. Вот они лежат на полке, целых три штуки, и все исправны. — Ага! - догадался я. - Заменить, наверное, прибор трудно, нужно много времени, нужны приспособления, вам вдвоем это сделать не по силам? — Еще чего, - обиделись Гена и Коля. - Для нас это сущие пустяки, за 20 минут сменим, если надо. — Надо, мальчики, надо, — заверил их я. — Давайте-ка я номерок прибора запишу. Сейчас обед. Бог с вами, идите кушать. Но если завтра к утру этот прибор не будет заменен на исправный, то все 23 полета, которые мы загубили по вашей милости, я спишу на вас. По 11,5 полета на каждого. Я доступно объясняюсь? — Доступно, — пожали плечами молодцы. — И нечего тут шуметь. Давно бы сказали, давно бы и заменили высотомер. Экое дело! — Хорошо, ребята, — согласился я. — Утречком поглядим. А чего это у вас вон тот кабель болтается, как бельевая веревка на ветру? У вас, наверное, нет ленты-запонки? — Есть, - заверили ребята. - Вон в углу лежит рулон ленты и коробка с запонками стоит. Так что, кабель прибортовать, что ли? — Сделайте одолжение, прибортуйте. Это, конечно, не высотный отказ, но все же зачем ему, бедняге, болтаться? 84 |