![]() | ![]() |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 | |
136 Глава 3. Эксперимент №5 (14.08-26.09.2009). То же, что и эксперимент №3, отличающийся: конструктивными особенностями бар- батера очистки, позволяющими добавлять реагент и отбирать пробы во время эксперимента; наличием большого (порядка трех литров) ватного фильтра в широкой трубе; конструкцией барба- тера заграждения позволяющей заменять воду через любое время; видом испытуемых растений (исключительно только щавель); использованием для полива двух испытуемых, с различной схемой проветривания, обычной водопроводной отстоянной воды. Общий вид установки приведен на рис. 2. Ввиду незначительных отличий в экспериментах №3 и №5, не влияющих на общую картину результатов, дальнейшее описание касается обоих экспериментов. Все эксперименты были задокументированы ежедневной видео и фотосъемкой, файлы выложены в интернет и систематизированы на блогах (дневниках) выход находится по адресу http://www. shestopalov.org/fotosintez [5]. Эксперименты №3 и №5 состояли из двух этапов испытания растений: 1) с момента посева семян; 2) развивающихся до того некоторое время (порядка двух недель) вне колпака. Для этого бралось 8 горшочков с посеянными семенами, которые делились на «основных» и «дублеров» поровну, т.е. по 4 горшочка. Рис. 2. Общий вид эксперимента №5. | Исследование поглощения растениями углекислоты из воздуха 137 В результате экспериментов было установлено, что растения всходят и растут в течение первой недели одинаково, невзирая на атмосферу проветривания и содержание углекислого газа в используемой для полива воде. Так называемая «выгонка» может объяснить такое поведение для растений с большой луковицей или семечкой (семенем) как, например, горох или фасоль и абсолютно выглядит не убедительно для щавля, у которого семена настолько мелкие, что их не с чем даже сравнить (рис. 3). Рис. 3. Семена щавеля. После «выгонки» рост замедляется и через две недели становится очевидным, что растения проветриваемые воздухом без углекислого газа, погибают. Через три недели полная гибель. После замены основного состава испытуемых на дублеров все повторяется: через две недели становится очевидным, что растения проветриваемые воздухом без углекислого газа, погибают и примерно через три недели полная гибель. Сроки могут колебаться плюс минус пару дней, но для простоты запоминания округлены до недель. Наличие углекислого газа в воде несколько продлевает срок жизни растений, но наличие дискомфорта очевидно (рис. 4). Из проведенных экспериментов следует, что, углекислый газ растениям нужен, но зачем, пока не известно, возможно, подобно тому, как человеку нужен хлористый натрий, без которого человек умирает. Однако, как известно, человек каменной солью не питается. |