Ахундов М. Д. Проблема прерывности и непрерывности пространства и времени. М:Наука, 1974

В начало   <<<     Страница 52   >>>    1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55 

движение имеет число» 108. Подобное рассмотрение приводит Аристотеля к следующему выводу: быть во времени, значит измеряться временем. Здесь же необходимо отметить еще один весьма тонкий аспект времени, вскрытый Аристотелем. В процессе своего исследования он приходит к выводу, что пространство, время и движение непрерывны, «так как ни время не слагается из «теперь», ни линия из точек, ни движение из моментальных перемещений» 109. Однако, что очень важно, Аристотель, предвосхищая позднейшие концепции естествознания XVII—XVIII вв., рассматривая движение как точечное соотношение определенного места,. занимаемого перемещающимся телом, определенному «теперь», улавливает и другой, не менее важный момент. А именно: в неделимом «теперь» нет' ни движения, ни покоя. Если бы было движение, то для разных скоростей нужно было бы на ту же пространственную величину по-разному делить время, но «теперь» величина 'неделимая. Что же касается покоя, то он имел бы место, если бы тело находилось в данной точке «теперь» и прежде, чего в случае перемещения тела не бывает. Тем самым Аристотель, фактически не успев дать абстрактно-математическое выражение движению, тут же намечает выход за его ограниченные рамки, поднима,- ясь в методологическом отношении выше естествознаний XVII—XVIII столетий в понимании пространства, времени и движения. В учении Аристотеля присутствует еще один аспект концепции пространства, времени и движения, который может быть назван физическим: он связан с проблемой измерения (но не счета, которому не подвержены объекты, наделенные свойством бесконечной делимости). Проблема измерения пространства, времени и движения непосредственно связана с понятием меры. При подобной постановке проблемы с неизбежностью приходится оперировать определенными неделимыми величинами. Подобная ситуация обусловлена тем, что «мерою и началом является нечто единое и неделимое, ибо и при измерении линий мы пользуемся, как неделимой, тою, 108    Аристотель. Физика, стр. 95. 109    Там же, стр. 122. 52 в которой один фут: всюду для меры мы ищем что-нибудь единое и неделимое, а таково то, что является простым или по качеству, или по количеству» 110. Таким образом, принимая бесконечную делимость, под которой понимается непрерывность пространства, Аристотель все же вынужден одискречивать его в физической проблематике, вводя масштабные единицы. При этом он исходит из потребностей, выражаясь современным языком, физического эксперимента, из необходимости измерений, что связано с введением определенной меры, нечто наименьшего, простого и неделимого,— это аспект внешней дискретности пространства, ибо мы сугубо внешним образом накладываем на него ту или иную масштабную сетку. Аналогичная ситуация и со временем, хотя наименьшую неделимую величину, меру времени, Аристотель берет из природы. Так, любое движение измеряется простым и наиболее быстрым, так как оно «занимает» наименьшее время,— движением небесной сферы, которое выступает как мировое, абсолютное время112. Это абсолютное время выступает мерой всех остальных времен, которые соответствуют движениям менее быстрым. В этом соотношении проглядывается предтеча проблемы абсолютного и относительного времени, которая характерна для концепций, начиная от средневековых номиналистов до Ньютона 113. В заключение отметим, что Аристотель, хотя и выступал против атомистики, тем не менее относился к 110    Аристотель. Метафизика, стр. 165. 111    В отличие от атомистов, которые вводили абсолютный минимум — амер, Аристотель разбирает минимумы относительные. 112    См. Аристотель. Метафизика, стр. 166. 1,3 Представляет интерес учение Аристотеля о движении, его динамика, которая охватывала самый широкий спектр изменений в природе. В основе классификации движений фактически лежит диалектика прерывности и 'непрерывности, что отражено в соотношении, с одной стороны, пространственного (фора) и количественного (аг^очд) движений, которые характеризуются непрерывностью, а с другой субстанциального (vevrjcna и срвора) и качественного (a Moicooru;) движений, которые дискретны. Так, относительно последнего, т. е. качественного, движения Аристотель писал, что «если изменяющееся делимо до бесконечности, это не значит, что делимо и качественное изменение, но оно часто происходит сразу, как, например, замерзание» (Аристотель, Физика, стр. 174). 53


Hosted by uCoz