Ахундов М. Д. Проблема прерывности и непрерывности пространства и времени. М:Наука, 1974

В начало   <<<     Страница 49   >>>    1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55 

мени в рамках физического подхода от подобного же совпадения в рамках абстрактно-математического подхода. Но такого уровня аристотелевское понимание проблемы не достигло. Поэтому дальше утверждения, что непрерывное бесконечно делимо, Аристотель не пошел102. «Я разумею под непрерывным то,— писал он,— что делимо на всегда делимые части» 103. Представляет большой интерес учение Аристотеля о времени, которое дано, например, в «Физике», причем не в виде окончательной, сложившейся концепции, а в самом процессе развития проблемы. Стагирит как бы вводит читателя в свою творческую лабораторию, раскрывая сложность проблемы времени в самых разнообразных аспектах рассмотрения: статическом, абстрактно-математическом, динамическом и физическом. Аристотелевское исследование времени начинается с самого общего и абстрактного аспекта — абстрактно-математического, который, как мы увидим, непосредственно связан со статической темпоральной картиной. Это, собственно, вытекает и из самой логики разбираемого учения,— ведь, по Аристотелю, математические о.бъекты неподвижны, движение присуще лишь объектам физическим. В абстрактно-математическом подходе время фактически уподобляется пространству,— грубо говоря, протяженность заменяется длительностью, а аналогом математической точки выступает неделимое, лишенное длительности «теперь». Причем, как линия не слагается из точек, так и время не слагается из «теперь». В соответствии с этим время бесконечно делимо, что понимается как его непрерывность. Хотя в понятии «теперь» прерывность и непрерывность выступают в абстрактном тождестве: поскольку время бесконечно делимо (т. е. прерываемо), то оно абсолютно прерывно, как и непрерыв¬ 102    Правда, у Аристотеля развивалось и понятие непрерывности как физической связности. Он писал, что «непрерывность имеется в таких вещах, из которых путем соприкосновения моэкет выйти нечто единое; и как связывающее их непрерывное в известных случаях бывает единым, так и целое становится единым, например соединенное гвоздем, клеем, прижатием или приращением» (Аристотель. Физика, стр. 113). Но и эти представления все же развивались в русле основного тезиса: непрерывное бесконечно • делимо. 103    Аристотель. Физика, стр. 106. 49 но, ибо в каждом «теперь» оно однородно и одинаково связано в длительность. Аристотель понимал эту специфику, отмечая, что «время и непрерывно через «теперь», и разделяется «теперь»» 104. Между любыми моментами «теперь» существует длительность, подобно тому как между двумя точками — линия. Подобное рассмотрение времени, в аналогии с пространством, весьма общо и абстрактно; уже на первых шагах вскрывается ограниченность подхода, и мы сталкиваемся со значительными трудностями. Так, встает вопрос о реальности самого времени при анализе процесса становления, при анализе соотношения и реальности трех видов времени — прошлого, настоящего и будущего. Получается парадоксальная ситуация: прошлое уже не существует, будущего пока еще нет. Этим уже не существующим и еще не существующим временам противостоит настоящее, которое суть «теперь» (временной аналог математической точки), лишенная временной длительности граница между несуществующими прошлым и будущим. Как видим, попытка анализировать процесс становления в рамках абстрактно-математического подхода приводит к элиминации времени, что вполне естественно, ибо подобный сугубо внешний подход статичен,— математические объекты неподвижны 105. В подобном подходе мир предстает вне движения, он как бы уподобляется зеноновской стреле, движение которой лишь сумма покоя. Следует обратить внимание, что фактически элиминируется и сам мир — он реален лишь в настоящий момент «теперь». Подобные представления были весьма характерны для философских систем древней Индии. Так, например, сарвастивадины развивали учение о том, чтЬ не существует длящегося бытия; в каждый отдельный момент времени (ксана) объект исчезает и появляется новый. Подобные идеи о дискретности времени были восприняты мыслителями арабского Востока. Так, мутакал- лимы учили, что свободная божественная воля не только создала мир, но и непосредственно воздействует на все явления, постоянно вновь и вновь порождая их из 104    Аристотель. Физика, стр. 96, 105    Вечностью и неподвижностью наделяются математические объекты и у Платона (см. Аристотель. Метафизика, стр. 29). 50


Hosted by uCoz