атом времени (хронон) возникнуть, переместись на атом пространства. В этом положении древнегреческие атомисты пытались вскрыть диалектику движения, его противоречивую природу. Принцип реновации выступает как предтеча диалектического положения философии Нового времени о сущности движения, касающегося вопроса об одновременном нахождении и ненахождении движущегося тела в данной точке пространства. Принцип реновации, как и свойство кекинемы, направлен против положения о континуальности движения. Эпикур писал, что суждение, будто и промежутки времени, зримые только мыслью, содержат непрерывное движение,— неверно83. Необходимо отметить, что в древней Греции, помимо Демокрита и его последователей, на точке зрения математического атомизма стояли и многие другие философы. Так, Антифон развивал учение о частицах, из которых состоят как прямая, так и окружность круга, а Ксе- нократ является автором учения о неделимых линиях. Сюда же примыкают представления Диодора Крона и стоика Хрисиппа, развившего атомистическую теорию времени84. Из схолии к Аристотелю мы узнаем, что «из , дающих учение о неделимых одни говорят, что существуют неделимые тела, как Левкипп и Демокрит, другие принимают неделимые линии, как Ксенократ, а Платон допускает неделимые плоскости»85. Из этого свидетельства некоторые исследователи делают вывод, что атомизм Левкиппа — Демокрита носит сугубо физический характер, в противовес атомизму математическому, представителями которого являются платоно-'пифагорейцы. Однако подобные представления существенно упрощают концепции древнегреческих мыслителей. Природа амеров проявляется в единстве материального и идеального моментов. Амеры, безусловно, материальны как компоненты в структуре атомов и вместе с тем идеальны как элементы дискретной математики, как абстракция протяжения— минимальная протяженность, лишенная час- гей (античный прообраз элементов толерантного пространства). 13 См. «Материалисты древней Греции», стр. 190. 14 Концепция времени у стоиков интересно разобрана в книге: /. М. Rist. Stoic Philosophy. Cambridge, 1969. 15 «Материалисты древней Греции», стр. 105. 41 | И именно в этом плане следует рассматривать свидетельства древних комментаторов, которые лишь донесли до нас материалистическую сущность и отличие представлений Демокрита от идеалистических представлений того времени. Все древние свидетельства утверждают, что у Демокрита в основе всего сущего лежат неделимые тела. И это верно, ибо и тела, и плоскости, и линии составлялись Демокритом из амеров, материальных «атомов» пространства. И совершенно справедливо замечание С. Я- Лурье86 о том, что Демокрит не называл свои мельчайшие частицы неделимыми плоскостями или неделимыми линиями, а называл их телами, хотя по своим функциям они сплошь и рядом играли роль точек, неделимых линий. Именно эту специфику атомистики Демокрита донесли до нас свидетельства древних. Необходимо отметить, что в конфликте с континуальной математикой, наряду с атомистами, находились и вышеуказанные представления Антифона, Ксенократа и Платона. Большинство критических аргументов Аристотеля и его комментаторов (таких, .как Симшлиций, Александр Афродисийский и др.) направлены также и против них. Здесь мы сталкиваемся с весьма интересной особенностью в развитии древнегреческой философии: учения Демокрита и Платона, несмотря на то что выступают основами двух конкурирующих направлений (философский материализм и философский идеализм), во многом были тесно связаны друг с другом; есть множество аспектов, в которых возможно провести плодотворные аналогии и проследить творческую преемственность этих учений 87. В нашей работе мы не будем останавливаться подробно на различиях этих учений — этот вопрос достаточно полно исследован и очевиден. Мы обратимся к анализу математического атомизма Платона, его учения,, составляющего элементы бытия из математических частиц, элементарных треугольников. 8в См. С. #. Лурье. Теория бесконечно малых у древних атомистЬв, стр. 93. 87 Параллельное изучение концепций этих двух выдающихся мыслителей античности привлекает внимание исследователей (см., например: /. Hummer-Jensen. Demokrit und Platon.—«Archiv fur Geschichte der Philosophie», Bd. 23, 1910. .'•/ 42 |