Ахундов М. Д. Проблема прерывности и непрерывности пространства и времени. М:Наука, 1974

В начало   <<<     Страница 6   >>>    1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55 

которые непосредственно связаны с противоречием дискретности и непрерывности. Существенный пересмотр классических представлений о пространстве и времени происходит в современной физике. Здесь мы сталкиваемся с плодотворными попытками развития самых разнообразных неклассических моделей пространства-времени (топологическое, гомологическое, квантованное, конечное, комбинаторное и т. д.), которые на новом уровне поднимают проблему континуума и дискретности. Происходит решительная ревизия классической концепции континуума, мы переходим от точечного гладкого континуума классической физики к элементному континууму конструктивной математики и т. д. Во всех этих представлениях мы сталкиваемся с проявлением общего положения диалектического материализма о том, что бесконечности материи вглубь соответствует бесконечность уровней ее организации. В заключение мне хотелось бы выразить свою искреннюю благодарность члену-корреспонденту АН СССР М. Э. Омельяновскому, докторам философских наук Я. Ф. Аскину, Л. Б. Баженову, Б. В. Бирюкову, 3. М. Оруджеву и Э. М. Чудинову, замечания которых сыграли очень важную роль при подготовке рукописи. Я благодарен также своим коллегам по сектору философских вопросов физики Института философии АН СССР, которые высказали ряд ценных замечаний при обсуждении рукописи. Раздел первый ФИЛОСОФСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ИДЕЙ ДИСКРЕТНОГО И НЕПРЕРЫВНОГО ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ Научный интерес к истории философии и естествознания обусловлен тем, что эта история предстает перед нами не грудой развалин разрушенных систем, не как трогательные архаичные черепки в антикварном магазине, а как основа науки настоящего. Последняя вообще не может быть рационально понята вне своей истории, которая в снятом виде присутствует в ней. Невозможно, например, философски проанализировать идею прерывности и непрерывности пространства и времени в современной физике без содержательного логико-исторического исследования. Д. К. Максвелл, касаясь проблемы атомизма и континуализма, высказал в одной из своих речей следующую мысль: «Исследования этого рода вопросов продолжаются с тех пор, как человек начал мыслить, и перед каждым из нас, как только мы вступаем в обладание нашими способностями, те же самые старые вопросы встают во всей свежести и новизне» Свежесть и новизна их объясняются (обусловливаются), между прочим, тем фактом, что для каждого нового поколения, образно выражаясь, предстает новая история философии и естествознания. Открытия делаются не только в настоящем, но и в прошлом. Окрытия в настоящем не только предопределяют будущее и влияют на него, но и оказывают ощутимое влияние на прошлое., «История науки и философии присваивает себе право, в котором люди отказывают богам,— справедливо отмечает Б. Г. Кузнецов,— она меняет прошлое»2. 1    Д. К. Максвелл. Статьи и речи. М., 1968, стр. 71. 2    В. Г. Кузнецов. Разум и бытие. М., 1972, стр. 4. 7


Hosted by uCoz