Ахундов М. Д. Проблема прерывности и непрерывности пространства и времени. М:Наука, 1974

В начало   <<<     Страница 39   >>>    1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55 

ти -пустоты содержательно проанализирована С. Я. Лурье. В частности он писал: «Пустое пространство (то xevov) с его точки зрения,— то jlit] ov, «несуществующее», вернее — ему соприсуще бытие в ином смысле, чем материи; протяженность есть категория материи; пустота непротяженна; в пустоте не существует... расстояний, и поэтому «прямой, проведенной в пространстве»... с точки зрения Демокрита, вообще не существует»76. В соответствии с атомизмом пространства, Демокрит принимал атомистическую природу времени и движения. В дальнейшей разработке, данной Эпикуром, эти положения были развиты в стройную систему. У Эпикура мы встречаем формулировку весьма специфических свойств механического движения в условиях дискретного пространства и времени: изотахии, кекинемы и реновации 77. Первое из них гласит: все движения происходят с одинаковой скоростью. Это свойство перемещения характерно не только для математического аспекта атомистики. Оно с неизбежностью появляется и в рамках физической атомистики. Эпикур писал Геродоту, что «атомы движутся с равной быстротой, когда они несутся через пустоту, если им ничего не противодействует»78. Аналогичные соображения относительно изотахии мы встречаем и у Аристотеля79, который писал, что пустота одинаково не оказывает никакого сопротивления большому и малому, тяжелому и легкому, и отсюда приходит к выводу, что «в пустоте все будет иметь равную скорость». Изотахия на уровне физической атомистики, на наш взгляд, выступает как некая предтеча идеи первого закона механики Ньютона, гласящего, что тело сохраняет состояние покоя или равномерного прямолинейного движения, если на него не действуют внешние силы, т. е., выражаясь словами Эпикура, если ему ничего не проти¬ 78 С. Я. Лурье. Теория бесконечно малых у древних атомистов, стр. 60—61. 77    Интересный анализ этих свойств содержится в книге: А. Н. Вяльцев. Дискретное пространство—время. М., 1965. 78    В .кн.: Лукреций. О природе вещей, т. II, стр. 545. 79    См. Аристотель. Физика, стр. 87. Здесь, однако, нужно иметь в виду, что Аристотель, исходя из признания реальности движения с различными скоростями, рассматривал изотахию как аргумент в критике атомизма. 30 водействует. Это свойство изотахии, вскрытое чисто ка* чественно в рамках физической атомистики, находит свое дальнейшее логическое обоснование в кругу проблем математической атомистики, в условиях дискретного пространства и времени. В процессе перемещения объект проходит один «атом» пространства за один «атом» времени (в против- ном случае неделимое разделится, что убедительно показано Аристотелем),— это, естественно, обусловливает существование некой фундаментальной постоянной скорости движения. Причем хочется подчеркнуть, что наше изложение ни в коей мере не есть модернизация античных представлений. Так, Секст Эмпирик, комментируя вышеразбираемое свойство движения в условиях дискретного пространства и времени, излагает его следующим образом: «Когда тело пробегает одно неделимое место за одно неделимое время, все движения окажутся равной скорости»80. Второе свойство — кекинемы — заключается в том, что «по неделимому пути ничего не может двигаться, а сразу является продвинувшимся»81. В этом положении вскрывается существенно неконтинуальный характер самого микродвижения: в атоме пространства движения не существует. Как писал Александр Афродисийский, «на каждом из неделимых путей движения нет, а есть только результат движения»82. Движение состоит не kj состояний покоя (в данный момент «теперь» тело находится в определенной точке пространства и т. д.), а из «атомов» движения — кинем. Со свойством кекинемы непосредственно связано свойство реновации, или, как его иначе называют, свойство возникновения. Это свойство, говоря современным языком, заключается в следующем: частица, находясь в элементарном движении, не проходит атома пространст- ва, пребывая последовательно во всех его точках, — это невозможно, ибо атом пространства, амер, лишен частей,— а является сразу продвинувшейся на элементарную длину, т. е. частица как 'бы исчезает, дабы спустя 80    Секст Эмпирик. Пирроновы положения. СПб., 1913, 3. 10. 81    Аристотель. Физика, стр. 126. 82    См. С. Я. Лурье. Очерки по истории античной науки. М., 1947, стр. 181. 40


Hosted by uCoz