Ахундов М. Д. Проблема прерывности и непрерывности пространства и времени. М:Наука, 1974

В начало   <<<     Страница 43   >>>    1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55 

Платон в своем учении попытался синтезировать рациональные стороны классической античной натурфилософии, досократовского натурализма, который в атомистике Демокрита достиг своего апогея. В платонизме соединились воедино идеи Эмпедокла об элементах, стихиях (земля, вода, воздух и огонь), которые подчинены строгим математическим пропорциям и отношениям, в чем проявляются идеи пифагорейцев. Из атомистики он заимствовал идею о неделимых частицах, лежащих п основе стихий, а также и сам математический атомизм. Платон связывает стихии с определенными правильными многогранниками, что дает ему возможность вскрыть пропорции, существующие между элементарными треугольниками, из которых составлены эти многогранники. Эта теория правильных многогранников заимствована Платоном у пифагорейцев,— Филолай.посвятил несколько работ пяти правильным телам и присущим им пропорциям. В «Тимее» Платона устанавливается соответствие между стихиями и правильными многогранниками: земля — гексаэдр (шестигранник), вода — икосаэдр (двадцатигранник) , воздух — октаэдр (восьмигранник), огонь—тетраэдр (четырехгранник) и, наконец, додекаэдр (двенадцатигранник),—«его бог определил для Вселенной»88. Поверхности этих геометрических тел составлены из элементарных прямоугольных треугольников (за исключением додекаэдра, стороны которого — пятиугольники) двух типов, соотношение сторон у которых 1 : 1 : У 2 и 1 : “|/ 2 : У 3. Стихии, поверхности которых состоят из идентичных элементарных треугольников, способны к взаимопревращениям, т. е. происходит перераспределение элементарных треугольников, которые при различных организациях образуют различные стихии. Платон в «Тимее»89 писал, что в середине между огнем и землей бог поместил воду и вс>здух, установив между этими стихиями по возможности одинаковые отношения, такие, что огонь относился к воздуху, как воздух к воде, и воздух к воде, как вода к земле,— и таким образом связал их и построил видимое и осязаемое небо. Здесь важно отметить одну специфику разбираемой концепции: наряду с двумя основными началами, т. е. огнем изем- 88 Платон. Сочинения, т. 3, ч. 1, М., 1972, стр. 497. 80 Там же, стр. 472. 43 лей, признаются начала опосредствующие, начала связи— воздух и вода. Их единство определяется тем, что они взаимоотносятся как четыре члена пропорции. Платон объясняет необходимость именно двух связующих стихий (воздух и вода) трехмерностью реальности. Таким образом, Платон саму связь подчиняет математическим закономерностям, что характеризует рациональную направленность развития математического атомизма от Пифагора и Демокрита к Платону в вопросе о структуре материи. Представляет интерес еще одна специфика платоновской конструкции. Если у милетцев превращение элементов друг в друга, их становление происходит непрерывно (учение Анаксимена о разрежении и сгущении элементов), то у Платона оно дискретно, суть разложение стихий на составляющие элементарные треугольники и перераспределение последних00,— элементному континууму милетцев противостоит математический атомизм. Вышеописанное учение Платона нашло своеобразное преломление в современной физике. Некоторые западные философы и естествоиспытатели приходят к выводу о десубстанциализации элементарных частиц, к мысли, что в основе всего сущего лежит не материя, а некие математические сущности, что в квантовой физике налицо поворот от Демокрита к Платону91. При учете математического атомизма Демокрита подобные утверждений лишаются, вообще говоря, смысла, ибо в этом аспекте концепции Демокрита и Платона противопоставлять не корректно,— мы имеем дело с развитием одной и той же доктрины.    ^ Мы не будем разбирать идеи о десубстанциализации элементарных частиц в плане возрождения убедительно раскритикованного В. И. Лениным тезиса «материя исчезла», а попытаемся показать, что в самом платонизме 90    Подобный механизм взаимопревращения стихий Платона побудил некоторых исследователей толковать концепцию элементарных треугольников на стереохимический манер (см., например: Е. О. Lippman. Chemisches und Physikalisches aus Platon.— «Journal fur praktische Chemie», Bd. 76, 1907, S. 513—544). 91    Cm. A. March. Mecanique ondulatoire et concept de substance.— «Louis de Broglie physicien et penseur». Paris, 1953, p. Ill; В. Гейзенберг. Открытие Планка и основные философские вопросы учения об атомах.— «Вопросы философии», № 11, 1958, стр. 62. 44


Hosted by uCoz