Ахундов М. Д. Проблема прерывности и непрерывности пространства и времени. М:Наука, 1974

В начало   <<<     Страница 9   >>>    1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55 

К счастью, никакой пока мировой катастрофы наша цивилизация не знала, и получили мы от древнего мира не только атомистические гипотезы, но и очень многогранные и высокоразвитые учения о прерывности и непрерывности материи, пространства, времени и движения. Острая борьба атомистических и континуальных концепций, характерная для античности, наложила отпечаток на весь ход развития философии и естествознания. М. А. Марков5 иллюстрирует эту специфику развития науки, привлекая поэтическую легенду о воинах, павших в битвах минувших времен, которые пробуждаются к жизни, чтобы в ночной тиши продолжить нерешенную битву. Так на разных исторических этапах воскрешалась жестокая битва идей атомизма и континуализма. Хочется предупредить читателя: по ночам все так же неспокойно, битва продолжается и не видно ей конца, -ибо познание неисчерпаемой Природы безгранично. 5 См. М. А. Марков. О современной форме атомизма.— «Вопросы философии», I960, № 3, стр. 47. Глава 1 ИДЕИ НЕПРЕРЫВНОГО И ДИСКРЕТНОГО ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ В ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО МИРА С высокоразвитой проблематикой континуума и неделимого мы сталкиваемся в философии древней Греции. Так, в учении Анаксагора мы встречаем, по всей видимости, одно из первых определений бесконечно малого: «В малом нет самого наименьшего, но всегда еще меньшее» \ Деление величины продолжается до бесконечности, не достигая нуля, математической точки. Подобное учение можно трактовать как нефиксированный атомизм, хотя в античности сложилось иное понимание: бесконечное деление выступает как непрерывность, континуальность. Что касается вышеприведенного положения Анаксагора, то необходимо отметить, что оно не носит характера математического определения, \ибо базируется на сугубо физической основе,— рассуждения касаются го- меомерий, которые выступают как начала вещей2. Каждая из гомеомерий, подобно целому, заключает в себе все существующее и сущее не просто бесконечно, но бесконечно бесконечно3. Данное свидетельство Симплиция становится более понятным при учете следующего положения «Физики» Анаксагора: «Все вещи были вместе, беспредельные и по множеству и по малости»4, т. е„ как комментирует А. О. Маковельский5, было бесконечно 1    См. А. О. Маковельский. Досократики, ч. 2. Казань, 1915, стр. 133. 2    За последнее время опубликован ряд содержательных и интересных работ по философии Анаксагора (см., например: D. Е. Ger- shenson, D. A. Greenberg. Anaxagoras and the Birth of Physics, N. Y. 1964; И. Д. Рожанский. Проблема движения и развития в учении Анаксагора.—«УФН», т. 95, вып. 2, 1968, стр. 335—351; И. Д. Рожанский. Анаксагор. М., 1972; и др.). 3    См. И. Д. Рожанский. Анаксагор, стр. 263. 4    См. Аристотель. Метафизика. М., 1934, стр. 174. 5    А. О. Маковельский. Досократики, ч. 2., стр. 163. 10


Hosted by uCoz