6 контуров), что сыграло существенную роль в построении систем информационных связей на подвижных объектах, закрепленных ГОСТом и используемых ныне в авиации всего мира. Эфиродинамические основы некоторых других положений также были проверены экспериментально, что позволило получить результаты, существенно отличающиеся от общепринятых. Произведенные уточнения теории электромагнетизма ни в коем случае нельзя считать завершенными хотя бы потому, что любая научная теория никогда не может быть завершена, ибо всегда будут находиться все новые обстоятельства, требующие осознания. В данном случае полезно вспомнить работы Николы Тесла, многочисленные патенты которого известны, но, несмотря на то, что им были созданы работающие образцы, теория их не была доведена до научной общественности, и в результате этого за прошедшие сто лет они не были воспроизведены никем. Поэтому проведенную автором работу по уточнению теории электромагнетизма нужно считать всего лишь началом нового этапа в развитии этой теории, приглашением новых авторов к дальнейшим ее разработкам. Лабораторные исследования, результаты которых изложены в главах 4 и 5, были на протяжении 1970 –1985 гг. проведены в лаборатории 91 Филиала Летно-исследовательского института (с 1982 г. той же лабораторией № 34 НИИ авиационного оборудования) в г. Жуковском Московской области. Натурные исследования по продольному распространению электрических высокочастотных волн были проведены сотрудниками этой же лаборатории с 1964 по 1986 гг. с выездом сначала на пресные водоемы (Кратовское и Медвежье озера и Москва-река в Московской области), а затем с выездом на Черное море: Севастополь — 6-й причал, Феодосия — Тонкий Мыс, Геленджик — бухта, Приморское — пирс. Результаты последних работ на Черном море были предъявлены специально созданной Комиссии ВВС, что зафиксировано соответствующим Актом. Материалы исследований использованы при проведении работ, заданных Постановлениями Правительства СССР, в которых автор являлся Ответственным исполнителем, и закреплены соответствующими актами Межведомственных Комиссий, Государственными стандартами (ГОСТами) и Руководящими техническими материалами авиационной техники. |
7 Введение — Что такое электричество? — спросил профессор. — Я знал, но забыл, — ответил студент. — Какое несчастье! — воскликнул профессор. — Никто в мире не знает, что такое электричество. Один человек знал, и тот забыл! Когда вспомните, расскажите, пожалуйста, нам, мы тоже хотим это знать! Старый анекдот «Эфирная теория… дает надежду выяснить, что является собственно субстратом электрического движения, что собственно за вещь вызывает своими движениями электрические явления». Ф.Энгельс [1] Как известно, развитие теории электромагнетизма прошло этапы: – стихийного накопления фактов; – опытного накопления фактов; – попыток создания физических теорий, объясняющих электромагнетизм; – попыток создания физических и математических теорий, описывающих электромагнитные явления и позволяющих создать методики их расчета; – обобщения физических и математических теорий электромагнетизма и создания единой математической теории; – экспериментальных исследований, имеющих целью проверку и подтверждение положений общей теории; – внедрения полученных результатов в широкую практику. На базе многочисленных опытных данных были разработаны методы расчетов, позволившие точно рассчитать силовые и слаботочные устройства и агрегаты, линии передачи и электрические цепи. А в ХХ столетии на базе полученных к этому времени знаний были созданы важнейшие отрасли современной промышленности — электромашиностроение, радиотехника и электроника, без которых немыслимо существование современного человечества. Положение о том, что «нет ничего более прикладного, чем хорошая теория», полностью себя оправдало на практике. Учение об электричестве и магнетизме нашло воплощение в единой теории, получившей название электродинамика и объеди- |