Ацюковский В.А. Эфиродинамические основы электромагнетизма, 2-е изд. — М.:Энергоатомиздат, 2011. — 194 с. — ISBN 978-5-283-03317-4

В начало   <<<     Страница 192   >>>    1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194 

192

Приложение

провода одинаковы. Любое нарушение симметрии выходов генератора, проводов линии связи или входов приемника нарушает бифилярность и делает канал связи восприимчивым к внешним электромагнитным помехам

Рис. 6. Отделение полезного сигнала от помехи в дифференциальном приемнике сигнала с применением RZ- кода («return tu zero»)

Передача цифровой и аналоговой информации производится скрученной парой проводов, помещенной в общий экран, заземленный во всех местах разрыва. Шаг скрутки — 2-3 см, скрутка необходима для симметрирования наведенной помехи. Существующие выходные формирователи обеспечивают амплитуду импульсов 5 ± 0,5 В, допустимое сопротивление нагрузки 400 Ом, сопротивление входа приемников не менее 40 кОм, т.е один формирователь обеспечивает до ста приемников. Гальванической развязки приемников здесь нет, она и не требуется.

При этом учтено то обстоятельство, что пропускная способность подобной бифилярной линии связи, не согласованной с нагрузкой (не имеющей на концах низкоомных согласующих резисторов), при любом сечении проводов и при трапецеидальной форме импульсов с применением проводов любого сечения составляет порядка 50 Мбит·м/с. При средней длине провода в 10 м (на тяжелых самолетах) пропускная способность бифилярной линии связи составляет 5 Мбит/с, в то время как информационное содержание всей совокупности сигналов пилотажно-навигационного комплекса

Приложение

193

составляет не более 1 Кбит/с. Это позволяет использовать поочередную передачу последовательных кодов с применением относительно низких частот трансляции из ряда 12,5; 50; 100; 250; 500; 1000 Кбит/с. Предпочтительной частотой является 100 Кбит/с, которая и зафиксирована как основная в перспективных летательных аппаратах. Передача производится так называемым RZ- кодом («return to zero»), в котором каждый бит («1» или «0») представлен отдельным импульсом соответственно положительной или отрицательной полярности с паузой между импульсами. Передача и прием импульсов осуществляется дифференциальным способом, что исключает влияние помех на качество принимаемой информации.

Информация передается циклически с частотой, определяемой динамикой транслируемых параметров, на входе приемников осуществляется контроль информации по ряду признаков (контроль цикличности поступления, контроль по количеству единиц в слове и т.д.). Передача каких-либо вирусов по такой связи от одной системы к другой принципиально невозможна.

Разумеется, это не касается отдельных линий связи, в которых транслируются крупные массивы информации, но таких линий связи, как правило, немного, и к ним должен быть другой подход.

Применительно к авиационному бортовому оборудованию этот способ передачи информации, обеспечивший ей высокую помехозащищенность, был разработан в СССР [3-5], впервые применен на самолете Су-27, затем был внедрен на всех типах самолетов и вертолетов гражданской и военной авиации, а затем нашел широкое применение в авиации всего мира [6]. Как при испытаниях на стендах [7], так и за все время (более 30 лет) эксплуатации авиации с бортовым цифровым оборудованием по линиям связи не было зафиксировано ни одного сбоя информации. В цитируемой литературе [5] приведены все необходимые для реализации данного способа связи технические подробности. Некоторые рекомендации по общей организации систем электронного оборудовния применительно к подвижным объектам даны в работе [8].

Можно надеяться, что описанный способ передачи информации, столь хорошо зарекомендовавший себя в авиации, может оказаться полезным и в других информационно-измерительных и управляющих комплексах оборудования, используемых в энергетических, промышленных и транспортных объектах.



Hosted by uCoz