Ацюковский В.А. Приключения инженера. — М.:Хроникёр, 2007. — 384 с. — ISBN 978-5-901238-45-5

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 52   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52 53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249  250  251  252  253  254  255  256  257  258  259  260  261  262  263  264  265  266  267  268  269  270  271  272  273  274  275  276  277  278  279  280  281  282  283  284  285  286  287  288  289  290  291  292  293  294  295  296  297  298  299  300  301  302  303  304  305  306  307  308  309  310  311  312  313  314  315  316  317  318  319  320  321  322  323  324  325  326  327  328  329  330  331  332  333  334  335  336  337  338  339  340  341  342  343  344  345  346  347  348  349  350  351  352  353  354  355  356  357  358  359  360  361  362  363  364  365  366  367  368  369  370  371  372  373  374  375  376  377  378  379  380  381  382  383  384  385 

дают. А самолет-то строить надо! Поедем завтра на совещание — мы уже отчаялись!

Пришлось поехать.

На совещании присутствовало человек пятьдесят. Как и положено на таких совещаниях, большинство не знали, зачем их сюда вызвали, и с тоской слушали перебранку двух представителей чего-то. Мы тоже послушали. Потом ругались двое других. Но наконец очередь дошла и до нас. Военные еще раз подтвердили, что никакой ошибки нет и что погрешность в определении координат самолета навигационным комплексом не должна превышать пяти миллиметров.

-    А можно узнать, для какой задачи потребовалась такая точность, — спросил я. — Уж очень необычные требования!

-    Отчего же, можно, конечно, - сказал председатель. — Позовите сюда нашего главного математика!

Позвали математика. Вскоре вошло некое лохматое существо, длинное, колышащееся, в очках и с туманным взором.

-    Это наш ведущий математик, - представил его председатель. — Вам тут вопрос задают. Объясните, пожалуйста, откуда взялись требования по координатам в пять миллиметров.

-    Ну как же! - сказало существо. - Ведь у нас на борту стоит локатор с искусственной апертурой. Вы ведь знаете об этом?

-    Знаем, — подтвердили мы.

-    Но я все же поясню. При искусственной апертуре для повышения разрешающей способности мы должны просуммировать несколько отраженных сигналов. Самолет летит, а сигналы отражаются, и мы их складываем. При этом полезные сигналы суммируются, а помехи не суммируются. Я понятно объясняю? - спросило оно.

-    Понятно! - согласились все. - Ну и что?

-    А то, что складывать сигналы можно только тогда, когда два соседних сигнала расходятся не более чем на четверть волны. А длина волны локатора - два сантиметра. Четверть волны — это пять миллиметров. Разве не так?

-    Так точно! - сказали все хором. - Так эти требования отсюда?

-    Отсюда, - подтвердил математик. - И так мы вам дали предельную величину. По-хорошему, ее надо бы в два раза урезать!

-    А скажите, пожалуйста, - поинтересовался я, - если завтра вы изобретете локатор с длиной волны не два сантиметра, а два миллиметра, то правильно ли я понимаю, что тогда мы должны будем навигацию выдерживать с погрешностью полмиллиметра и даже меньше?

-    Ну а как же, - подтвердил математик. - Конечно!

-    Спасибо, дружок, утешил. А можно еще вопрос: на какую дальность рассчитан ваш локатор?

-    Километров на двести-триста, — сообщил математик. - А может быть, и больше. У нас техника высокого уровня.

52

-    А нельзя ли самолету при такой дальности локатора лететь ну хотя бы на один метр левее или правее?

-    Хоть на километр или на десять, - разрешил математик. - Но при этом чтобы точность была обеспечена.

-    Ну что ж! Насколько я понял, вам нужно, чтобы за время, пока импульс идет до конца луча и обратно, неопределенность в курсе не превысила бы величины, равной отношению этих пять миллиметров к пройденному самолетом за это время расстоянию. Так можно? А с какой скоростью летит самолет?

-    Можно и так, - согласился математик. - А самолет летит на дозвуке.

-    Ну что же, посчитаем. Возьмем не 200-300 километров дальности действия локатора, а с запасом, скажем, 500. Тогда импульс пройдет туда и обратно за 3,3 миллисекунды, за это время самолет пролетит метр. Значит, допустимая неопределенность угла составит 0,3 градуса, а допустимый уход - 0,3 градуса за 3,3 миллисекунды, или 100 градусов в секунду, то есть не более 1000 оборотов в час. Слушайте, давайте мы обеспечим вам параметры в 300 тысяч раз лучше, а то у нас таких и курсовых систем-то нет, которые вы требуете. А? У вас не будет возражений, если вместо требований по координатам мы предъявим требования по уходу курса?

-    Хорошо, - согласился математик. - Раз вы так хотите, давайте предъявим требования не по координатам, а по курсу, по его уходу.

53



Hosted by uCoz