1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 | |
дают. А самолет-то строить надо! Поедем завтра на совещание — мы уже отчаялись! Пришлось поехать. На совещании присутствовало человек пятьдесят. Как и положено на таких совещаниях, большинство не знали, зачем их сюда вызвали, и с тоской слушали перебранку двух представителей чего-то. Мы тоже послушали. Потом ругались двое других. Но наконец очередь дошла и до нас. Военные еще раз подтвердили, что никакой ошибки нет и что погрешность в определении координат самолета навигационным комплексом не должна превышать пяти миллиметров. - А можно узнать, для какой задачи потребовалась такая точность, — спросил я. — Уж очень необычные требования! - Отчего же, можно, конечно, - сказал председатель. — Позовите сюда нашего главного математика! Позвали математика. Вскоре вошло некое лохматое существо, длинное, колышащееся, в очках и с туманным взором. - Это наш ведущий математик, - представил его председатель. — Вам тут вопрос задают. Объясните, пожалуйста, откуда взялись требования по координатам в пять миллиметров. - Ну как же! - сказало существо. - Ведь у нас на борту стоит локатор с искусственной апертурой. Вы ведь знаете об этом? - Знаем, — подтвердили мы. - Но я все же поясню. При искусственной апертуре для повышения разрешающей способности мы должны просуммировать несколько отраженных сигналов. Самолет летит, а сигналы отражаются, и мы их складываем. При этом полезные сигналы суммируются, а помехи не суммируются. Я понятно объясняю? - спросило оно. - Понятно! - согласились все. - Ну и что? - А то, что складывать сигналы можно только тогда, когда два соседних сигнала расходятся не более чем на четверть волны. А длина волны локатора - два сантиметра. Четверть волны — это пять миллиметров. Разве не так? - Так точно! - сказали все хором. - Так эти требования отсюда? - Отсюда, - подтвердил математик. - И так мы вам дали предельную величину. По-хорошему, ее надо бы в два раза урезать! - А скажите, пожалуйста, - поинтересовался я, - если завтра вы изобретете локатор с длиной волны не два сантиметра, а два миллиметра, то правильно ли я понимаю, что тогда мы должны будем навигацию выдерживать с погрешностью полмиллиметра и даже меньше? - Ну а как же, - подтвердил математик. - Конечно! - Спасибо, дружок, утешил. А можно еще вопрос: на какую дальность рассчитан ваш локатор? - Километров на двести-триста, — сообщил математик. - А может быть, и больше. У нас техника высокого уровня. 52 | - А нельзя ли самолету при такой дальности локатора лететь ну хотя бы на один метр левее или правее? - Хоть на километр или на десять, - разрешил математик. - Но при этом чтобы точность была обеспечена. - Ну что ж! Насколько я понял, вам нужно, чтобы за время, пока импульс идет до конца луча и обратно, неопределенность в курсе не превысила бы величины, равной отношению этих пять миллиметров к пройденному самолетом за это время расстоянию. Так можно? А с какой скоростью летит самолет? - Можно и так, - согласился математик. - А самолет летит на дозвуке. - Ну что же, посчитаем. Возьмем не 200-300 километров дальности действия локатора, а с запасом, скажем, 500. Тогда импульс пройдет туда и обратно за 3,3 миллисекунды, за это время самолет пролетит метр. Значит, допустимая неопределенность угла составит 0,3 градуса, а допустимый уход - 0,3 градуса за 3,3 миллисекунды, или 100 градусов в секунду, то есть не более 1000 оборотов в час. Слушайте, давайте мы обеспечим вам параметры в 300 тысяч раз лучше, а то у нас таких и курсовых систем-то нет, которые вы требуете. А? У вас не будет возражений, если вместо требований по координатам мы предъявим требования по уходу курса? - Хорошо, - согласился математик. - Раз вы так хотите, давайте предъявим требования не по координатам, а по курсу, по его уходу. 53 |