21 Глава 1. В рассмотренном случае так же, как и в предыдущем, логическая цепь рассуждений представляет собой круг, где конечное звено является прямым следствием первого и само является этим самым звеном (рис. 1.2), и хотя общая теория тяготения, на роль которой претендует общая теория относительности, является внутри себя самосогласованной, никак нельзя согласиться с тем, что подобная логика позволяет объяснить природу тяготения. Различие в поведении (движении) тел и излучений в одной и той же области «искривленного» пространства, зависимость их траекторий от начальной скорости и действующих сил заставляют полагать, что имеют место различия в физических процессах, сопровождающих движение тел и излучений в области гравитации, и что никакого искривления собственно пространства здесь нет. Имеются физические процессы, различные для различных форм движения материи, и задача заключается в выяснении сущности и особенностей каждого из них, а не в сведении всех их к надуманной категории «искривления пространства—времени». Из изложенного следует, что общая теория относительности является не более, чем одним из возможных математических приемов, ни в коей мере не объясняющих природу тяготения. Система логических построений ОТО представляет собой замкнутый сам на себя круг, не представляющий эвристической ценности. Сведение всего разнообразия движения материи (в том числе и гравитационного) в каждом физическом явлении к пространственным искажениям снимает вопрос о внутренней сущности явления, тем самым лишает исследователя возможности вскрытия его механизма и ограничивает познание природы человеком. |
22 Глава 2. Глава 2. О методических особенностях постановки экспериментов и интерпретации их результатов 2.1. Некоторые методические особенности постановки и проведения экспериментов Разработка теоретических основ Выбор инвариантов Постановка эксперимента с учетом влияния всех меилающих факторов Получение результата — функциональных зависимостей многих переменных, в том числе неучтенных факторов Обработка результатов — отфилътровывание помех и представление в удобном виде Интерпретация Рис. 2.1. Последовательность получения экспериментальных данных При постановке каких-либо экспериментов исследователь исходит из конечной их цели, с одной стороны, и своего представления о сущности изучаемого им явления, с другой. Без представления цели эксперимента, а также без представления сущности явления вообще невозможно поставить эксперимент, но эти же представления являются основными мешающими факторами, препят- |