Логические основания теории относительности 20
Сокращенный вид ds2 = gixdxTdxk Гравитация Отсутствие goo = l; Stk = 0; S\\ = <§22 = S33 = 1 Наличие Переход к инерциалъной системе — следствие гравитации (введение новых координат) xli = f(V); ^/хг dx dxil dxd ds1 = gikdxli dxlk; gikx = gln dx1 dxn dx1 dxk Кривизна пространства — следствие неинерциалъности системы Jl Гравитация — следствие кривизны пространства Признание эфира Рис. 1.2 Логика общей теории относительности |
21 Глава 1. В рассмотренном случае так же, как и в предыдущем, логическая цепь рассуждений представляет собой круг, где конечное звено является прямым следствием первого и само является этим самым звеном (рис. 1.2), и хотя общая теория тяготения, на роль которой претендует общая теория относительности, является внутри себя самосогласованной, никак нельзя согласиться с тем, что подобная логика позволяет объяснить природу тяготения. Различие в поведении (движении) тел и излучений в одной и той же области «искривленного» пространства, зависимость их траекторий от начальной скорости и действующих сил заставляют полагать, что имеют место различия в физических процессах, сопровождающих движение тел и излучений в области гравитации, и что никакого искривления собственно пространства здесь нет. Имеются физические процессы, различные для различных форм движения материи, и задача заключается в выяснении сущности и особенностей каждого из них, а не в сведении всех их к надуманной категории «искривления пространства—времени». Из изложенного следует, что общая теория относительности является не более, чем одним из возможных математических приемов, ни в коей мере не объясняющих природу тяготения. Система логических построений ОТО представляет собой замкнутый сам на себя круг, не представляющий эвристической ценности. Сведение всего разнообразия движения материи (в том числе и гравитационного) в каждом физическом явлении к пространственным искажениям снимает вопрос о внутренней сущности явления, тем самым лишает исследователя возможности вскрытия его механизма и ограничивает познание природы человеком. |