Разрешение космологических парадоксов в эфиродинамике 241 мосвязях со всем бесконечным окружающим миром. Познать все невозможно в принципе, но это и не нужно, потому что каждое исследование ставит перед собой конкретную цель, касающуюся лишь нескольких свойств предмета исследований и только с необходимой для данного исследования степенью глубины или точности. Тогда задача становится разрешимой, но тогда она дает лишь частичные (относительные) знания о предмете исследований. Так всегда было, так всегда будет. Для материалиста первичным является установленный факт (материя), который он принимает независимо от того, нравится он ему или не нравится. Несоответствие установленного нового факта его теоретическим представлениям (сознанию) означает для материалиста необходимость пересмотра теории, представлениям о факте (сознания). Для идеалиста положение обратное. Если факт не укладывается в его представления (в сознание), то он начинает манипулировать фактами (материей), подгоняя их под свои представления, а если это не получается, отбрасывая факты или объявляя их «не признанными». Примером является положение с «эфирным ветром», который релятивисты объявили «не признанным» и этим перевернули все естествознание с ног на голову. Но такая «методология» давно существует в религиях, которые на всякий случай заручились положением о «неисповедимых путях господних», что позволяет уклоняться от любых сомнений и поисков истины. Однако обычно под космологическими парадоксами понимают три конкретных парадокса, возникающих при космологическом применении законов классической (ньютоновской) физики: термодинамический парадокс (парадокс «Тепловой смерти») Клаузиуса, названный по имени австрийского ученого, фотометрический (оптический) парадокс Шезо–Ольберса, названный по имени швейцарского астронома Шезо (1744) и немецкого астронома Ольберса (1826) и гравитационный парадокс Неймана–Зелигера [70], названный по именам немецких ученых. Эти парадоксы считаются преодоленными релятивистской космологией, однако сама релятивистская космология вступает в противоречие с представлениями о пространстве и времени как общих физических инвариантах. |
242 Рассмотрим разрешение перечисленных парадоксов с позиций эфиродинамики. 8.2. Термодинамический парадокс Тепловой смерти Термодинамический парадокс Клаузиуса (1865) [4] был сформулирован им на основе Второго начала термодинамики. Согласно Второму началу любая физическая система, не обменивающаяся с другими системами энергией (для Вселенной в целом такой обмен, видимо, исключен), стремится к наиболее вероятному равновесному состоянию с максимумом энтропии. Поэтому все виды энергии во Вселенной, в конце концов, должны перейти в энергию теплового движения, которая равномерно распределится по веществу Вселенной, после чего в ней прекратятся все макроскопические процессы и наступит всеобщее тепловое равновесие. Такое положение получило наименование «Тепловой смерти». Поскольку абсолютное большинство физиков того времени полагало, что Вселенная существует и будет существовать вечно, вывод Клаузиуса никого не устроил. Начались поиски выхода из тупиковой ситуации. Но никакого выхода так найдено и не было. Больцманом была высказана гипотеза о том, что Вселенная находится в состоянии термодинамического равновесия, но по законам случая, то в одном месте, то в другом иногда происходят отклонения от этого состояния. Эти отклонения тем реже, чем большую область они захватывают, тем больше сами отклонения [5]. Подобная попытка объяснения отсутствия «Тепловой смерти» во Вселенной не может быть признана удовлетворительной по многим причинам, в частности, и потому, что само понятие случайности есть всего лишь непознанная закономерность, а не принцип устройства природы. Всякое отклонение от равновесного положения должно носить причинный характер и иметь свой внутренний механизм. Следовательно, предложенное Больцманом решение есть всего лишь попытка отодвинуть объяснение на другой уровень организации материи. Релятивистское объяснение отсутствия «Тепловой смерти» базируется на принципах нестационарности Вселенной, что подра- |