240 открытие новых свойств материального мира некоторые физики восприняли как кризис, исчезновение материи и отказались от материализма [3] Одной из причин, породивших «физический идеализм», указывал В.И.Ленин, явилась математизация физических понятий, успехи науки, позволяющие выразить ее законы в форме математических уравнений, из которых могут быть выведены следствия, оправдываемые на опыте, создают у некоторых естествоиспытателей иллюзию, будто разум диктует свои законы природе. Второй причиной явилось непонимание между абсолютным и относительным знанием. Физики решили, что ими уже открыты все законы природы, а новые открытия показали, что это не так, что открыта только часть и что процесс познания бесконечен. Это не значит, что то, что открыто, неверно, но это означает, что полученные знания всегда частичны, относительны. Поэтому появление новых открытий, не укладывающихся в рамки сложившихся представлений о природе, должны были всего лишь напомнить ученым о том, что пора копать глубже, а не представлять сложившуюся ситуацию как парадоксальную. То же касается и любых парадоксов. Обнаружение не соответствия между теорией и практикой всегда должно указывать только на неполноту теории, на не учтенные факторы, внешние влияния и мало ли на что еще. Но не на недостатки природы, которых просто не существует. Это касается любых «парадоксов», как в естественнонаучных, так и в общественных областях науки. В самом деле, любые материальные предметы и любые процессы или явления имеют бесчисленное множество свойств, каждое из которых можно изучать до любой глубины и в любых взаи- |
Разрешение космологических парадоксов в эфиродинамике 241 мосвязях со всем бесконечным окружающим миром. Познать все невозможно в принципе, но это и не нужно, потому что каждое исследование ставит перед собой конкретную цель, касающуюся лишь нескольких свойств предмета исследований и только с необходимой для данного исследования степенью глубины или точности. Тогда задача становится разрешимой, но тогда она дает лишь частичные (относительные) знания о предмете исследований. Так всегда было, так всегда будет. Для материалиста первичным является установленный факт (материя), который он принимает независимо от того, нравится он ему или не нравится. Несоответствие установленного нового факта его теоретическим представлениям (сознанию) означает для материалиста необходимость пересмотра теории, представлениям о факте (сознания). Для идеалиста положение обратное. Если факт не укладывается в его представления (в сознание), то он начинает манипулировать фактами (материей), подгоняя их под свои представления, а если это не получается, отбрасывая факты или объявляя их «не признанными». Примером является положение с «эфирным ветром», который релятивисты объявили «не признанным» и этим перевернули все естествознание с ног на голову. Но такая «методология» давно существует в религиях, которые на всякий случай заручились положением о «неисповедимых путях господних», что позволяет уклоняться от любых сомнений и поисков истины. Однако обычно под космологическими парадоксами понимают три конкретных парадокса, возникающих при космологическом применении законов классической (ньютоновской) физики: термодинамический парадокс (парадокс «Тепловой смерти») Клаузиуса, названный по имени австрийского ученого, фотометрический (оптический) парадокс Шезо–Ольберса, названный по имени швейцарского астронома Шезо (1744) и немецкого астронома Ольберса (1826) и гравитационный парадокс Неймана–Зелигера [70], названный по именам немецких ученых. Эти парадоксы считаются преодоленными релятивистской космологией, однако сама релятивистская космология вступает в противоречие с представлениями о пространстве и времени как общих физических инвариантах. |