51 на некотором расстоянии от первого, может производиться только через промежуточную среду, заполняющую пространство между ними. Эта концепция получила название концепции близкодействия. Воздействие осуществляется путем создания первым телом некоторых изменений в окружающей его среде, и эти изменения уже воздействуют на второе тело. Эта среда была названа им эфиром, так, как она называлась в древности. В дальнейшем эту точку зрения более четко сформулировал английский ученый Дж.К.Максвелл (1831–1879). «Действительно, — пишет Максвелл, — если вообще энергия передается от одного тела к другому не мгновенно, а за конечное время, то должна существовать среда, в которой она временно пребывает, оставив первое тело и не достигнув второго». Рене Декарт Исаак Ньютон Дж.К. Максвелл (1596–1650) (1643–1727) (1831–1879) Исаак Ньютон (1643–1727) несколько раз менял свою точку зрения относительно факта существования эфира и об его структуре. Однако ему не удалось найти свойства эфира, которые позволили бы удовлетворительно объяснить и оптические, и гравитационные явления. В конце концов, он отказался от этих попыток заявив, что «гипотез мы не измышляем», чем положил начало критическому отношению к факту существования эфира в природе, позже выразившееся в концепции дальнодействия. Эта концепция предполагает мгновенную передачу воздействия одного тела на другое без участия какой-либо промежуточной среды. Эта концепция нашла свое воплощение в Законе всемирного тяготения |
52 И.Ньютона, в котором отсутствует представление о запаздывании гравитационного потенциала. Уже в 20-м столетии советский академик В.Ф.Миткевич в работе «Основные физические воззрения» [1] утверждал: «Абсолютно пустое пространство, лишенное всякого физического содержания, не может служить ареной распространения каких бы то ни было волн… Признание эфира, в котором могут иметь место механические движения, т.е. пространственные перемещения элементарных объемов этой первоматерии, непрерывно заполняющей все наше трехмерное пространство, само по себе не является признаком механистической точки зрения…». Однако другой советский академик Я.И.Френкель категорически отрицал существование мирового эфира, сравнивая поиск свойств эфира с «богоискательством» и «богостроительством» [2]. В настоящее время официальной наукой сам факт существования эфира категорически отрицается, а поиски свойств эфира считаются лженаукой и всячески пресекаются. Основанием для этого является утверждение А.Эйнштейна о том, что «…нельзя создать удовлетворительную теорию, не отказавшись от существования среды, заполняющей все пространство». Правда, еще в двадцатые годы через некоторое время Эйнштейн высказал противоположное мнение о том, что «Согласно общей теории относительности пространство немыслимо без эфира» («Эфир и теория относительности» (1920); «мы не можем в теоретической физике обойтись без эфира» («Об эфире» (1924)), но это уже ничего не изменило. В тридцатые годы прошлого столетия на эту тему состоялась ожесточенная дискуссия [2-5], но она не пришла ни к каким выводам. Описанная выше дискуссия есть фактически спор о том, нужно ли искать материальную основу внутреннего механизма явлений или достаточно найти подходящий математический аппарат для внешнего описания явлений. Это спор между динамикой и феноменологией. Но при динамическом подходе явление есть результат действия внутреннего механизма, скрытых форм движения материи, и внешнее описание есть всего лишь следствие этого механизма. Понимание причин, почему физическое явление именно такое, позволяет учесть многие стороны, ускользающие от внима- |