Ацюковский В.А. Эфиродинамические основы космологии и космогонии. М.:Научный мир, 2012. — 282 с. — ISBN 978-5-7082-0339-5

В начало   <<<     Страница 51   >>>    1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249  250  251  252  253  254  255  256  257  258  259  260  261  262  263  264  265  266  267  268  269  270  271  272  273  274  275  276  277  278  279  280  281  282 

51

на некотором расстоянии от первого, может производиться только через промежуточную среду, заполняющую пространство между ними. Эта концепция получила название концепции близкодействия. Воздействие осуществляется путем создания первым телом некоторых изменений в окружающей его среде, и эти изменения уже воздействуют на второе тело. Эта среда была названа им эфиром, так, как она называлась в древности. В дальнейшем эту точку зрения более четко сформулировал английский ученый Дж.К.Максвелл (1831–1879).

«Действительно, — пишет Максвелл, — если вообще энергия передается от одного тела к другому не мгновенно, а за конечное время, то должна существовать среда, в которой она временно пребывает, оставив первое тело и не достигнув второго».

Рене Декарт Исаак Ньютон Дж.К. Максвелл

(1596–1650) (1643–1727) (1831–1879)

Исаак Ньютон (1643–1727) несколько раз менял свою точку зрения относительно факта существования эфира и об его структуре. Однако ему не удалось найти свойства эфира, которые позволили бы удовлетворительно объяснить и оптические, и гравитационные явления. В конце концов, он отказался от этих попыток заявив, что «гипотез мы не измышляем», чем положил начало критическому отношению к факту существования эфира в природе, позже выразившееся в концепции дальнодействия. Эта концепция предполагает мгновенную передачу воздействия одного тела на другое без участия какой-либо промежуточной среды. Эта концепция нашла свое воплощение в Законе всемирного тяготения

52

И.Ньютона, в котором отсутствует представление о запаздывании гравитационного потенциала.

Уже в 20-м столетии советский академик В.Ф.Миткевич в работе «Основные физические воззрения» [1] утверждал: «Абсолютно пустое пространство, лишенное всякого физического содержания, не может служить ареной распространения каких бы то ни было волн… Признание эфира, в котором могут иметь место механические движения, т.е. пространственные перемещения элементарных объемов этой первоматерии, непрерывно заполняющей все наше трехмерное пространство, само по себе не является признаком механистической точки зрения…».

Однако другой советский академик Я.И.Френкель категорически отрицал существование мирового эфира, сравнивая поиск свойств эфира с «богоискательством» и «богостроительством» [2].

В настоящее время официальной наукой сам факт существования эфира категорически отрицается, а поиски свойств эфира считаются лженаукой и всячески пресекаются. Основанием для этого является утверждение А.Эйнштейна о том, что «…нельзя создать удовлетворительную теорию, не отказавшись от существования среды, заполняющей все пространство».

Правда, еще в двадцатые годы через некоторое время Эйнштейн высказал противоположное мнение о том, что «Согласно общей теории относительности пространство немыслимо без эфира» («Эфир и теория относительности» (1920); «мы не можем в теоретической физике обойтись без эфира» («Об эфире» (1924)), но это уже ничего не изменило.

В тридцатые годы прошлого столетия на эту тему состоялась ожесточенная дискуссия [2-5], но она не пришла ни к каким выводам.

Описанная выше дискуссия есть фактически спор о том, нужно ли искать материальную основу внутреннего механизма явлений или достаточно найти подходящий математический аппарат для внешнего описания явлений. Это спор между динамикой и феноменологией. Но при динамическом подходе явление есть результат действия внутреннего механизма, скрытых форм движения материи, и внешнее описание есть всего лишь следствие этого механизма. Понимание причин, почему физическое явление именно такое, позволяет учесть многие стороны, ускользающие от внима-



Hosted by uCoz