63 зование принципов диалектического материализма на всех уровнях физического познания неизбежно приводит к евклидову пространству и однонаправленному непрерываемому времени. Во всех случаях кажущихся «нелинейностей» пространства и времени нужно искать неучтенные глубинные процессы, в том числе и на уровнях организации материи, более глубоких, чем организация материи в «элементарных» частицах вещества. Наличие всеобщих физических инвариантов для всех уровней организации материи и существование непрерывной цепи причинно-следственных отношений между частными явлениями, также охватывающей все уровни организации материи, заставляют полагать, что никаких предпочтительных масштабов пространства и времени в природе не существует, и поэтому на всех уровнях организации материи действуют одни и те же физические законы и никаких «особых» законов для явлений микромира не существует. Отсюда вытекает особое гносеологическое значение аналогий между явлениями макро- и микромира. Английский физик Дж. Релей (1842–1919), придавая вопросам аналогий и подобия в физических явлениях особое значение, говорил по этому поводу: «Я часто удивляюсь тому незначительному вниманию, которое уделяется великому принципу «подобия» даже со стороны крупных ученых. Нередко случается, что результаты кропотливых исследований преподносятся как вновь открытые «законы», которые, тем не менее, можно получить априорно в течение нескольких минут». В принципе лорд Релей прав, однако каждый раз нужно знать, какой именно аналогией в каком случае можно пользоваться, а какой нельзя: очевидность полученных результатов выясняется, как правило, после проведения исследований, а не до них. Четыре всеобщих инварианта: движение и три его составляющие — материя, пространство и время, обладают семью основными свойствами: · наличием во всех структурах и явлениях; · сохранением при любых преобразованиях; · беспредельной делимостью; · аддитивностью; · линейностью; |
64 · неограниченностью; · отсутствием каких-либо предпочтительных масштабов или предпочтительных отрезков. Из этих свойств инвариантов с необходимостью вытекают свойства нашего реального мира: 1) неуничтожимость и не создаваемость материи, пространства, времени и движения; 2) евклидовость пространства; 3) равномерность течения времени; 4) беспредельная делимость материи, пространства, времени и движения; 5) присутствие материи и движения в любом, самом маленьком объеме пространства; 6) непрерывность материальных пространственных структур (включая полевые) и процессов во времени (окончание одних процессов дает начало другим процессам); 7) иерархическая организация материи в пространстве и процессов во времени; 8) одинаковость физических законов на всех уровнях организации материи; 9) одинаковость физических законов во всех точках пространства и на любом отрезке времени; 10) Сведение всех процессов (включая все так называемые фундаментальные взаимодействия) к механике – перемещению масс материи в пространстве; 11) Бесконечность и беспредельность Вселенной в пространстве; 12) Бесконечность и беспредельность Вселенной во времени; 13) Постоянный (в среднем) вид Вселенной во все времена. Принципиально для формулирования общих физических инвариантов и вытекающих из них выводов материала было достаточно на любом этапе развития естествознания, но этого сделано не было, возможно, потому, что до начала XIX столетия это было не актуально, в XIX столетии уже была в значительной степени утрачена материалистическая методология, а в XX столетии теоретическая физика обратилась в идеализм. |