Ацюковский В.А. Общая эфиродинамика. Моделирование структур вещества и полей на основе представлений о газоподобном эфире. — Издание второе. — М.:Энергоатомиздат, 2003, — 584 с. — ISBN 5-283-03229-9

В начало   <<<     Страница 74   >>>

74

Глава 3. Методологические основы эфиродинамики

…Наука, задача которой состоит в понимании природы, должна исходить из предположения возможности этого понимания и согласно этому положению должна делать свои заключения и исследования.

Г.Гельмгольц [1]

3.1. О некоторых положениях диалектического материализма

Прежде чем восстанавливать представления об эфире, нужно ответить на вопрос, зачем вообще все это нужно. Для этого придется вспомнить, зачем вообще нужна наука и, в частности, зачем нужно естествознание. И здесь не обойтись без анализа того, что представляет собой общественное производство.

Для того чтобы жить, человек должен потреблять определенные предметы – предметы потребления. Предметы потребления сами по себе природа не производит, для этого нужны средства производства. Средства производства сами по себе не работают, на них работает человек. Чтобы производить с помощью средств производства нужные человеку предметы потребления, необходимы сырье и технологии. Но чтобы создать нужные технологии, способные производить нужные предметы потребления с помощью добываемого сырья, необходимо знать устройство природы, найти ее объективные закономерности, ибо только на их основе можно создавать нужные технологии и добывать для них нужное сырье. Таким образом, именно создание технологий является конечной целью естествознания, и это подтверждается всей историей развития науки: те знания, которые освоены технологиями, сохраняются, а те, которые не освоены технологиями, рано или поздно утрачиваются, а затем, если в них возникает нужда, переоткрываются. Отсюда вытекает и известная формулировка науки.

Наука – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, одна из форм общественного сознания [2]. Соответственно, естествознание – система наук о природе, изучающая различные формы существования, изменения состояния, движения материи в природе: их материальные носители (субстрат), образующие иерархическую лестницу последовательных уровней структурной организации материи; их взаимосвязи, внутреннюю структуру и генезис; основные познанные формы бытия – пространство и время;

75

закономерную связь явлений природы как общего характера, охватывающей ряд форм движения, так и специфического характера, касающейся лишь отдельных сторон тех или иных форм движения, их субстрата и структуры [3]. «Предмет естествознания – движущаяся материя. Познание различных форм движения является главным предметом естествознания» (Энгельс) [4].

Отсюда вытекает и задача физики. Физика – наука, изучающая простейшие и вместе с тем наиболее общие объективные закономерности явлений природы, свойства и строения материи и законы ее движения. Понятия физики и ее законы лежат в основе всего естествознания. Физика изучает функциональные и количественные объективные закономерности явлений [5].

Окружающий нас мир, частью которого являемся и мы сами, материален. «Действительное единство мира, писал Энгельс, состоит в его материальности, а эта последняя доказывается не парой фокуснических фраз, а длинным и трудным развитием философии и естествознания» [6, c. 39].

Все дело в том, чтобы открыть законы этого движения. Из изложенного непосредственно вытекает значение материализма: материализм показывает необходимость изучения объективных законов природы, а не выдумывание их. Основной вопрос философии, что находится на первом месте – материя или сознание, т.е. объективная реальность или наши представления о ней, материализмом решается в пользу материи, а идеализмом – в пользу сознания.

Признание первичности материи означает, что она никем не сотворена, а существует вечно, что пространство и время суть объективно существующие формы бытия материи, что мышление не отделимо от материи, которая мыслит, что единство мира состоит в его материальности.

Материалистическое решение второй стороны основного вопроса философии – о познаваемости мира – означает убеждение в адекватности отражения действительности в человеческом сознании, в познаваемости мира и его закономерностей. «Наше субъективное мышление и объективный мир подчинены одним и тем же законам» [7, с. 231].

Диалектический материализм – это наука о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и сознания. Исходной категорией для материалистической диалектики является категория материи и формы ее существования – движение, пространство и время. Все объекты обладают внешними сторонами, которые непосредственно воспринимаются ощущениями. Это качественная сторона объекта, его

   1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249  250  251  252  253  254  255  256  257  258  259  260  261  262  263  264  265  266  267  268  269  270  271  272  273  274  275  276  277  278  279  280  281  282  283  284  285  286  287  288  289  290  291  292  293  294  295  296  297  298  299  300  301  302  303  304  305  306  307  308  309  310  311  312  313  314  315  316  317  318  319  320  321  322  323  324  325  326  327  328  329  330  331  332  333  334  335  336  337  338  339  340  341  342  343  344  345  346  347  348  349  350  351  352  353  354  355  356  357  358  359  360  361  362  363  364  365  366  367  368  369  370  371  372  373  374  375  376  377  378  379  380  381  382  383  384  385  386  387  388  389  390  391  392  393  394  395  396  397  398  399  400  401  402  403  404  405  406  407  408  409  410  411  412  413  414  415  416  417  418  419  420  421  422  423  424  425  426  427  428  429  430  431  432  433  434  435  436  437  438  439  440  441  442  443  444  445  446  447  448  449  450  451  452  453  454  455  456  457  458  459  460  461  462  463  464  465  466  467  468  469  470  471  472  473  474  475  476  477  478  479  480  481  482  483  484  485  486  487  488  489  490  491  492  493  494  495  496  497  498  499  500  501  502  503  504  505  506  507  508  509  510  511  512  513  514  515  516  517  518  519  520  521  522  523  524  525  526  527  528  529  530  531  532  533  534  535  536  537  538  539  540  541  542  543  544  545  546  547  548  549  550  551  552  553  554  555  556  557  558  559  560  561  562  563  564  565  566  567  568  569  570  571  572  573  574  575  576  577  578  579  580  581  582  583  584 


Hosted by uCoz