Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, статья Эфир, СПб.:1904

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 220   >>>

  1  2  3  220 221  222  223  224  225  226  227  228  229  230 

220 Эфиросерные кислоты—Эфир

Эфир. Содержание:

1) Э. до эпохи Декарта; 2) Э. картезианцев; 3) Э. Гёй

генса, Ньютона и позднейшого времени; 4) свойства Э. как вида материи, согласно современным воззрениям; 5) плотность Э.; 6) Э. и тяготение; 7) Э. и молекулы обычных тел; 8) инерция Э.; 9) участие Э. в движении обычных тел; 10) противоречия в опытах этого рода и их объяснения.

1) Э. до эпохи Декарта. Э. (франц. éther;

нем. Aether; англ. aether и ether, от греч. слова αἰϑήρ) в разное время имел самые разнообразные значения. У древних философов Э. чаще всего фигурировал в качестве одной из так называемых стихий или элементов. Так, уже в священных книгах Веды «Э. безграничный» является одним из 5 элементов, из которых слагается все материальное. Для пифогорейцев эфир — одна из составных частей воздуха, воды, души: последняя — отрывок Э. Позже Э. получил смысл чего-то то материального, то нематериального, являющогося причиной движения. Анаксогор, наприм., по указанию Аристотеля, называл Э. силу, действующую в высших областях мира. Сам Аристотель считает Э. некоторым божественным бессмертным телом, которое получило свое имя вследствие своего вечного движения (άεί — всегда, ϑέω— бегу). Судя по апокрифическому сочинению Аристотеля «De Mundo», александрийская школа так понимала Аристотеля: «сущность неба и звезд мы называем эфиром..., великое, вечное круговое движение; это—стихия, чистая и божественная». Точно также и у стоиков Э. является одной из стихий, «вышним огнемъ». Более определенные представления имеет Лукреций, для которого Э. есть материя, но более тонкая, чем другие ея виды, материя атомистического строения; непрерывное течение Э. является причиной движения небесных тел; тот же, повидимому, Э., но ужé на этот раз без имени (nominis ехpers), входит, по Лукрецию, в состав души, в качестве одного из материальных элементов, но более тонкого и более подвижного, чем воздух. С эпохи Возрождения Э. и ему подобные невесомые тела начали фигурировать в физических и иных теориях. Веронец Фрокасторо (1483 — 1553) видит в действии невесомых причину электрических, магнитных и физиологических явлений; у Джордано Бруно общая материя всего есть Э., все обнимающий и все проникающий; как часть в сложном, он называется воздухом, а в организованных существахъ—жизненным духом и т. п. Основатель теории магнитизма Виллиам Гильберт (1600) видит из наэлектризованных тел истечения некоторого вещества, а теплоту приписывает действию тончайшей жидкости или тонкому материальному Э., хотя свет распространяется у Гильберта моментально, в чем Гильберт видит, между прочим, доказательство существования в природе пустоты. У Кеплера (1604) нигде не употребляется слово эфир, но на первой же странице своего сочинения по оптике он утверждает, что все явления природы должны быть отнесены к их исходной точке—к световому началу. Точно также движение планет Кеплер приписывал особому носителю силы, кружащемуся в мировом пространстве на подобие реки или вихря, хотя этот носитель силы сам приводится в движение солнцем и не является материальной субстанцией. Галилей (1638) в своем учении о сцеплении объясняет силы сцепле-

ния давлением Э. и существованием Э. доказывает невозможность пустого пространства. Вообще в первой половине XVII века школьная наука признавала существование

4-х элементов или стихий: земли, воды, воздуха и огня; но воздух здесь понимался не в обычном смысле, а как газ более тонкий, находящийся за облаками и не слагающийся из «испарений земли», как обычный воздух. Элемент огня—нечто еще более тонкое, чем элемент воздуха, и находится еще выше последняго. Комбинации этих двух элементов с элементами земли и воды дают все тела природы. Таким образом в этих «теорияхъ» играли роль два эфира—оба в виде некоторой очень тонкой среды. Эти же два Э. в ином, отчасти более определенном виде, положены Декартом (1637) в основу карте-зианской философии природы, хотя и построенной на метафизических принципах, но по существу являвшейся первой новой философией материи и движения, к которой два века после Декарта снова обратилась физика, с громадным успехом разработав идеи, лишь неясно намеченные Декартом. Картезианская философия, по справедливому замечанию Лейбнитца, была не истиной, а преддверием к истине.

2) Э. картезианцев. «Пространство или место, занимаемое телом, л само тело, это место занимающее, различны между собой лишь в нашей мысли», утверждал Декарт. Для него все пространство наполнено материей, как сплошным, неспособным сжиматься и расширяться телом. Эта материя имеет в отдельных областях определенной формы некоторое движение, блогодаря чему эти области делаются доступными для наших органов чувств; иначе говоря, движение сообщает этим областям определенные физическия свойства. Совокупность этих особых мест образует то, что мы называем ныне физическим телом, при чем самые области с движением, очень мелкия, являются нашими молекулами обычной материи. Декарт не отрицает инерции этих самостоятельных частей материи, но инерция у них не считается неизменной, как в современной обычной механике, а обусловлена влиянием разного рода весьма сложных и неопределенных обстоятельств; другими словами, инерция Декарта обладает теми свойствами, какия мы признаем у кажущейся инерции электромагнитного происхождения (см. Электромагнитная теория света). Блогодаря несжимаемости среды Декарта, все движения в ней совершаются по замкнутым линиям; в переводе на современный язык это значит, что в философии Декарта все движения—циклическия Современная физика, как известно, пользуется именно такими движениями весьма широко. Поры или промежутки между молекуламп наполнены по Декарту, средой, которой свойства отличны от свойств движущихся областей-молекул. Эта среда находится и в небесном пространстве, где нет обычной материи; среду эту Декарт называет иногда Э. и считает Э. принадлежащим к той же группе тел, к

которой относятся обычные жидкости и газы (Н. А. Любимов, «Философия Декарта», СПб., 1886). Такое представление об Э. принадлежало в эту эпоху не одному Декарту. По указанию О. фон Гверикф, «Тихо Браге († 1601) и его последователи за одно с Сенекой утверждают, что небесная среда не есть что-либо плотное..., но нечто весьма редкое, прозрачное, в роде как бы воздуха или текучей невидимой материи; она всюду легко проникает и является подобием воздуха; через нее небесные тела проходят, как птицы через воздухъ». Уже в 1631 г. Декарт проводит аналогию между массой шерсти, между волокнами которой есть воздух, могущий двигаться как поток (вихрь) — и частицами обычной материи, в порах которой движется эфир. Этот Э. Декарта имеет структуру; его части, более мелкия, чем части обычных тел, имеют и более быстрые движения. Совокупность этих частей образует некоторую очень тонкую жидкость, передающую на расстояние свет, хотя передача эта совершается, по Декарту, и моментально. Позже Декарту понадобились еще более мелкия и еще более быстрые частицы, не имеющия уже определенной формы, а постоянно ее меняющия, приспособляясь к обстоятельствам так, чтобы нигде не образовалось пустоты. Этот третий сорт частиц, повидимому, нужен был Декарту для объяснения процессов лучеиспускания, ибо «тело пламени состоит из маленьких частиц, движущихся отдельно одна от другой чрезвычайно быстрым и стремительным движениемъ». Свой схему строения тел природы Декарт основывает, таким образом, на трех элементах, в которых легко видеть идеи современной физики о молекулах, Э. и электронах (см.), нужных нам как раз для объяснения явлений лучеиспускания. Потокам особой тонкой материи (вихри) Декарт вообще дает весьма широкое применение. Так, земля для него—большой магнит, вокруг которого, как и вокруг всякого магнита, имеется невидимый поток тонкой жидкости, вытекающий струйками из одного полюса, обтекающий магнит и втекающий в другой полюс и т. д. Те линии, по которым располагаются железные опилки кругом магнита, — наши линии сил —были для Декарта указанием направления струек. Еще большую роль приписывал Декарт этим эфирным потокам в вопросах о движении небесных тел. Правда, здесь более, чем где либо, его потоки оказались механически невозможны; правда, Декарт не останавливался пред решимостью приписывать частицам своих Э. крайне фантастическую форму (напр. струйки вокруг магнита состоят из частиц желобчатых, да сверх того завитых спирально). Однако, мы знаем теперь, что действительно некоторыми течениями по линиям магнитных сил можно объяснить происхождение кажущихся магнитных притяжений и отталкиваний.

3) Э. Гёйгенса, Ньютона и позднейшого времени. К последней четверти XYII века представления о важной роли, которую играет



Hosted by uCoz