1 2 3 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 | |
Наиболее значительные по объему оригин. статьи 81-го полутома "Энциклопедического Словаря".Эриванская губерния—кн. М. Эригена (философ) — проф. А. Бриллиантов. Эрмитаж Императорский—А. С—в. Эскимосы—Л. Ш—г. Эсте (ит. род)—Ив. Гр. Эстетика—Е. Аничков. Эстляндская губерния—Д. Р. Эстонская литература и эстонский язык и эсты— И. Егевер и М. Ел. Эсхатология—кн. С. Т. Эсхилъ—проф. Ф. Зелинский. Этерификация—Н. Тутурин Δ. Этика—С. Алексеев. Этилен (хим.) и этилъ—А. Горбов. Этиолирование растений—проф. В. Палладин. Этнография—Л. Штернберг. Этрурское искусство (с табл.)—А. С—в. Эфиирные масла (с табл.)—К. Дебу Δ. Эфир (мировой)—проф. Д. Гольдгаммер. Эфир серный—К. Егоров Δ. Эфиры простые и сложные — Д. Монастырский Δ. Эхиуровые (с табл.)—проф. В. Шевяков. Эфиопская литература—пр.-доц. Б. Тураев. Ювеналъ—пр.-доц. А. Малеин. Югурта—Д. К. Южная Африка (с картой)—проф. А. В. Южно-африканская республика—В. Водовозов. Южно русская литература—проф. Ив. Франко. Юлиан (император)—Ив. Гревс. Юлий Цезарь—пр.-доц. М. Ростовцев. Юлий (папы)—Ив. Гревс. Юморъ—А. Горнфельд. Юм (философ)—В. Карпнский. Юридическое и физическое лицо—В. Н. Юрская система и период (с 2 табл.) — Н. Каракаш. Юстиниан (император)—Ив. Гревс. Я (в философии)—С. Алексеев. Я (в психологии)—проф. И. Ор. Ядовитые животныя—проф. В. Шимкевич. Языкознание и языки — проф. И. Бодуэн де-Куртенэ. Язычество (рреко-римское)—проф. Ф. Зелинский. В Энциклопедическом Словаре употребляются, кроме мер русских, также и метрическия, францусския, которые теперь приняты в большей части европейских государств. Для перевода русских мер в метрическия и обратно—метрических в русския—к «Энциклопедическому Словарю» приложены таблицы в Ѵ-м томе, после страницы 468, в прибавлении. Для перевода русских мер в английския и обратно — английских в русския — см. том XX, ст. Меры, стр. 326 и 327. | 220 Эфиросерные кислоты—Эфир Эфир. Содержание: 1) Э. до эпохи Декарта; 2) Э. картезианцев; 3) Э. Гёй генса, Ньютона и позднейшого времени; 4) свойства Э. как вида материи, согласно современным воззрениям; 5) плотность Э.; 6) Э. и тяготение; 7) Э. и молекулы обычных тел; 8) инерция Э.; 9) участие Э. в движении обычных тел; 10) противоречия в опытах этого рода и их объяснения. 1) Э. до эпохи Декарта. Э. (франц. éther; нем. Aether; англ. aether и ether, от греч. слова αἰϑήρ) в разное время имел самые разнообразные значения. У древних философов Э. чаще всего фигурировал в качестве одной из так называемых стихий или элементов. Так, уже в священных книгах Веды «Э. безграничный» является одним из 5 элементов, из которых слагается все материальное. Для пифогорейцев эфир — одна из составных частей воздуха, воды, души: последняя — отрывок Э. Позже Э. получил смысл чего-то то материального, то нематериального, являющогося причиной движения. Анаксогор, наприм., по указанию Аристотеля, называл Э. силу, действующую в высших областях мира. Сам Аристотель считает Э. некоторым божественным бессмертным телом, которое получило свое имя вследствие своего вечного движения (άεί — всегда, ϑέω— бегу). Судя по апокрифическому сочинению Аристотеля «De Mundo», александрийская школа так понимала Аристотеля: «сущность неба и звезд мы называем эфиром..., великое, вечное круговое движение; это—стихия, чистая и божественная». Точно также и у стоиков Э. является одной из стихий, «вышним огнемъ». Более определенные представления имеет Лукреций, для которого Э. есть материя, но более тонкая, чем другие ея виды, материя атомистического строения; непрерывное течение Э. является причиной движения небесных тел; тот же, повидимому, Э., но ужé на этот раз без имени (nominis ехpers), входит, по Лукрецию, в состав души, в качестве одного из материальных элементов, но более тонкого и более подвижного, чем воздух. С эпохи Возрождения Э. и ему подобные невесомые тела начали фигурировать в физических и иных теориях. Веронец Фрокасторо (1483 — 1553) видит в действии невесомых причину электрических, магнитных и физиологических явлений; у Джордано Бруно общая материя всего есть Э., все обнимающий и все проникающий; как часть в сложном, он называется воздухом, а в организованных существахъ—жизненным духом и т. п. Основатель теории магнитизма Виллиам Гильберт (1600) видит из наэлектризованных тел истечения некоторого вещества, а теплоту приписывает действию тончайшей жидкости или тонкому материальному Э., хотя свет распространяется у Гильберта моментально, в чем Гильберт видит, между прочим, доказательство существования в природе пустоты. У Кеплера (1604) нигде не употребляется слово эфир, но на первой же странице своего сочинения по оптике он утверждает, что все явления природы должны быть отнесены к их исходной точке—к световому началу. Точно также движение планет Кеплер приписывал особому носителю силы, кружащемуся в мировом пространстве на подобие реки или вихря, хотя этот носитель силы сам приводится в движение солнцем и не является материальной субстанцией. Галилей (1638) в своем учении о сцеплении объясняет силы сцепле- |