Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, статья Эфир, СПб.:1904

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 3   >>>

  1  2  3 220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230 

Наиболее значительные по объему оригин. статьи 81-го полутома

"Энциклопедического Словаря".

Эриванская губерния—кн. М.

Эригена (философ) — проф. А. Бриллиантов.

Эрмитаж Императорский—А. С—в.

Эскимосы—Л. Ш—г.

Эсте (ит. род)—Ив. Гр.

Эстетика—Е. Аничков.

Эстляндская губерния—Д. Р.

Эстонская литература и эстонский язык и эсты— И. Егевер и М. Ел.

Эсхатология—кн. С. Т.

Эсхилъ—проф. Ф. Зелинский.

Этерификация—Н. Тутурин Δ.

Этика—С. Алексеев.

Этилен (хим.) и этилъ—А. Горбов. Этиолирование растений—проф. В. Палладин. Этнография—Л. Штернберг.

Этрурское искусство (с табл.)—А. С—в. Эфиирные масла (с табл.)—К. Дебу Δ.

Эфир (мировой)—проф. Д. Гольдгаммер. Эфир серный—К. Егоров Δ.

Эфиры простые и сложные — Д. Монастырский Δ.

Эхиуровые (с табл.)—проф. В. Шевяков. Эфиопская литература—пр.-доц. Б. Тураев. Ювеналъ—пр.-доц. А. Малеин.

Югурта—Д. К.

Южная Африка (с картой)—проф. А. В. Южно-африканская республика—В. Водовозов. Южно русская литература—проф. Ив. Франко. Юлиан (император)—Ив. Гревс.

Юлий Цезарь—пр.-доц. М. Ростовцев.

Юлий (папы)—Ив. Гревс.

Юморъ—А. Горнфельд.

Юм (философ)—В. Карпнский.

Юридическое и физическое лицо—В. Н.

Юрская система и период (с 2 табл.) — Н.

Каракаш.

Юстиниан (император)—Ив. Гревс.

Я (в философии)—С. Алексеев.

Я (в психологии)—проф. И. Ор.

Ядовитые животныя—проф. В. Шимкевич. Языкознание и языки — проф. И. Бодуэн де-Куртенэ.

Язычество (рреко-римское)—проф. Ф. Зелинский.

В Энциклопедическом Словаре употребляются, кроме мер русских, также и метрическия, францусския, которые теперь приняты в большей части европейских государств. Для перевода русских мер в метрическия и обратно—метрических в русския—к «Энциклопедическому Словарю» приложены таблицы в Ѵ-м томе, после страницы 468, в прибавлении.

Для перевода русских мер в английския и обратно — английских в русския — см. том XX, ст. Меры, стр. 326 и 327.

220 Эфиросерные кислоты—Эфир

Эфир. Содержание:

1) Э. до эпохи Декарта; 2) Э. картезианцев; 3) Э. Гёй

генса, Ньютона и позднейшого времени; 4) свойства Э. как вида материи, согласно современным воззрениям; 5) плотность Э.; 6) Э. и тяготение; 7) Э. и молекулы обычных тел; 8) инерция Э.; 9) участие Э. в движении обычных тел; 10) противоречия в опытах этого рода и их объяснения.

1) Э. до эпохи Декарта. Э. (франц. éther;

нем. Aether; англ. aether и ether, от греч. слова αἰϑήρ) в разное время имел самые разнообразные значения. У древних философов Э. чаще всего фигурировал в качестве одной из так называемых стихий или элементов. Так, уже в священных книгах Веды «Э. безграничный» является одним из 5 элементов, из которых слагается все материальное. Для пифогорейцев эфир — одна из составных частей воздуха, воды, души: последняя — отрывок Э. Позже Э. получил смысл чего-то то материального, то нематериального, являющогося причиной движения. Анаксогор, наприм., по указанию Аристотеля, называл Э. силу, действующую в высших областях мира. Сам Аристотель считает Э. некоторым божественным бессмертным телом, которое получило свое имя вследствие своего вечного движения (άεί — всегда, ϑέω— бегу). Судя по апокрифическому сочинению Аристотеля «De Mundo», александрийская школа так понимала Аристотеля: «сущность неба и звезд мы называем эфиром..., великое, вечное круговое движение; это—стихия, чистая и божественная». Точно также и у стоиков Э. является одной из стихий, «вышним огнемъ». Более определенные представления имеет Лукреций, для которого Э. есть материя, но более тонкая, чем другие ея виды, материя атомистического строения; непрерывное течение Э. является причиной движения небесных тел; тот же, повидимому, Э., но ужé на этот раз без имени (nominis ехpers), входит, по Лукрецию, в состав души, в качестве одного из материальных элементов, но более тонкого и более подвижного, чем воздух. С эпохи Возрождения Э. и ему подобные невесомые тела начали фигурировать в физических и иных теориях. Веронец Фрокасторо (1483 — 1553) видит в действии невесомых причину электрических, магнитных и физиологических явлений; у Джордано Бруно общая материя всего есть Э., все обнимающий и все проникающий; как часть в сложном, он называется воздухом, а в организованных существахъ—жизненным духом и т. п. Основатель теории магнитизма Виллиам Гильберт (1600) видит из наэлектризованных тел истечения некоторого вещества, а теплоту приписывает действию тончайшей жидкости или тонкому материальному Э., хотя свет распространяется у Гильберта моментально, в чем Гильберт видит, между прочим, доказательство существования в природе пустоты. У Кеплера (1604) нигде не употребляется слово эфир, но на первой же странице своего сочинения по оптике он утверждает, что все явления природы должны быть отнесены к их исходной точке—к световому началу. Точно также движение планет Кеплер приписывал особому носителю силы, кружащемуся в мировом пространстве на подобие реки или вихря, хотя этот носитель силы сам приводится в движение солнцем и не является материальной субстанцией. Галилей (1638) в своем учении о сцеплении объясняет силы сцепле-



Hosted by uCoz