Предисловие.Осенью 1902 г. редактор готовившогося тогда выступить в свет „Вестника и библиотеки самообразования“ стал просить меня, чтобы я написал для первых нумеров статью по какому либо из вопросов, меня занимавших. Основная мысль начинавшогося издания была мне сочувственна и я, без дальних обсуждений, написал статью под названием: „Попытка химического понимания мирового эфира“ (октябрь 1902 г.). Избранный предмет давно занимал мои мысли, но по разнообразного рода соображениям мне не хотелось еще говорить о нем, особенно же потому, что меня самого не вполне удовлетворяли те немногия выяснения, которые считал могущими вы- держивать критику, и я все ждал от опытов, которыми намерен был продолжить свои первые попытки, ответов, более обнадеживаю- щих в правильности родившихся умозаключений. Годы однако ухо- дили, дела более настоятельные отрывали, да никто и не затрогивал вопроса, казавшогося мне жгучим, вот я и решился сказать в отношении к нему—что и как умею, ничуть не претендуя на его ре- шение, хотя бы приближенное. Притом предмет соприкасается со многими областями естествознания и мне казался доступным для по- пуляризации. Считая свои мысли еще далеко не зрелыми, но содержа- щими много подробностей, достойных интереса даже для лиц, же- лающих расширить свое образование, я старался изложить дело в популярной форме, вовсе не думая о научной новизне и даже пред- полагая, что высказываемый мной ход суждений имеется у многих ученых, но не выражается ими лишь потому, что у ряда реальных посылок нет, да и быть скоро не может — реального заключения. Мое удивление было очень велико, когда из частных писем от моих заграничных ученых собратов и из печатных отзы- вов английских и американских журналов я узнал, что статью мой читают с интересом в кругах, для которых она совер- шенно не приготовлялась. Перевод ея явился даже на всесветном „эсперанто“. Все это заставляет меня думать, что кроме самостоя- тельности в моих соображениях есть своевременность, несмотря на абстрактность, популярность изложения и явную незаконченность. Воспроизвожу всю статью, ничего не убавляя и не прибавляя (кроме мелких редакционных изменений), преимущественно по той 1 | _ 4 — причине, что многие спрашивают ее у меня и я ничем не могу их удовлетворить. Теперь, когда прошло почти три года со времени перво- начального печатания предлагаемой статьи, мне хотелось бы сделать не мало добавлений — к ея началу (к концу же — не могу много до- бавить), но я не решаюсь на это теперь, а откладываю до последних глав своих „Заветных мыслей“, потому что их предполагаю по- святить изложению научного миросозерцания — не вообще и во всяком случае без критики существующого, а лишь с желанием передать то, что с годами у самого меня уложилось в спокойное суждение. Мои „Заветные мысли“ (поныне явилось 7 глав, в трех выпусках) начаты в 1903 г., то-есть до начала японской войны и ранее тех внутренних русских событий, которые (в 1905 г.) нарушили так или иначе существовавшее у нас равновесие, а разгоревшись заста- вили очень многих ждать мер и суждений лишь резких и спешливо революционных (в том смысле, какой объяснен на стр. 223 моих „Заветных мыслей“), какими мои соображения и предложения не мо- гут, да и не должны быть, хотя вся книга задумана именно в пред- видении совершающогося и ради его рассмотрения с „постепеновской“ точки зрения. Так как подобные суждения теперь, в этот момент, очевидно, не уместны, то я сперва решился не выпускать того, что уже напечатано в виде продолжения „Заветных мыслей“, а затем и прекратил самое писание, дожидаясь событий, которые должны же привести к новому уравновешенному положению наше общественное сознание. Тогда я предполагаю приняться за окончание начатой книги, т. е. за изложение своих мнений о промышленности России, об упра- влении ею и об научном миросозерцании, могущем по моему край- нему разумению удовлетворить многих рассудительных русских в такой же мере, в какой оно самого меня удовлетворяет в последние годы. В эпоху столкновений и всякого спеха рассуждать спокойно даже самому трудно, а потому лучше подожду. А если до ожидаемого вскоре разумного конца совершающихся у нас событий дожить мне не придется, т. е. если мое мировоззрение со мной помрет — беды ни для кого не будет. Ведь мысли, особенно заветные, дело действи- тельно свободное или вольное, ими нельзя распоряжаться, как бы хотелось, если, как у меня, те мысли внушены не отрывочными явлениями или не минутным наитием, а всею совокупностию виден- ного, узнанного и продуманного. Малая часть этого вырвалась в са- мом начале предлагаемой статьи и, признаюсь, этим я вполне до- волен. Д. Менделеев. Июль 1905 г. т |