75 закономерную связь явлений природы как общего характера, охватывающей ряд форм движения, так и специфического характера, касающейся лишь отдельных сторон тех или иных форм движения, их субстрата и структуры [3]. «Предмет естествознания - движущаяся материя. Познание различных форм движения является главным предметом естествознания» (Энгельс) [4]. Отсюда вытекает и задача физики. Физика - наука, изучающая простейшие и вместе с тем наиболее общие объективные закономерности явлений природы, свойства и строения материи и законы ее движения. Понятия физики и ее законы лежат в основе всего естествознания. Физика изучает функциональные и количественные объективные закономерности явлений [5]. Окружающий нас мир, частью которого являемся и мы сами, материален. «Действительное единство мира, писал Энгельс, состоит в его материальности, а эта последняя доказывается не парой фокуснических фраз, а длинным и трудным развитием философии и естествознания» [6, с. 39]. Все дело в том, чтобы открыть законы этого движения. Из изложенного непосредственно вытекает значение материализма: материализм показывает необходимость изучения объективных законов природы, а не выдумывание их. Основной вопрос философии, что находится на первом месте - материя или сознание, т.е. объективная реальность или наши представления о ней, материализмом решается в пользу материи, а идеализмом - в пользу сознания. Признание первичности материи означает, что она никем не сотворена, а существует вечно, что пространство и время суть объективно существующие формы бытия материи, что мышление не отделимо от материи, которая мыслит, что единство мира состоит в его материальности. Материалистическое решение второй стороны основного вопроса философии - о познаваемости мира - означает убеждение в адекватности отражения действительности в человеческом сознании, в познаваемости мира и его закономерностей. «Наше субъективное мышление и объективный мир подчинены одним и тем же законам» [7, с. 231]. Диалектический материализм - это наука о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и сознания. Исходной категорией для материалистической диалектики является категория материи и формы ее существования - движение, пространство и время. Все объекты обладают внешними сторонами, которые непосредственно воспринимаются ощущениями. Это качественная сторона объекта, его | 76 отличие от других объектов. Осознание качества предшествует познанию количественных сторон объекта. Отсюда сразу видно, что любому функционально-количественному описанию объекта должна предшествовать его качественная модель. Однако качества объекта определяются его внутренним содержанием, которое и является причиной наличия у объектов тех или иных качеств. И поэтому познание идет «от сосуществования к казуальности (причинности -В.А..) и от одной формы связи и взаимозависимости к другой, более глубокой, более общей» [8]. Углубленное осознание связи внешнего и внутреннего раскрывается в категориях формы и содержания. Диалектический материализм указывает, что всякий объект и всякое явление нужно рассматривать в процессе его становления, развития и деградации. Развитие представляет собой переход объекта из одного состояния в качественно другое, от одной структуры к другой. Деградация объекта вплоть до его уничтожения не означает исчезновения материи, а означает всего лишь переход материи в структуру иного качества. «Вся природа, начиная от мельчайших частиц ее до величайших тел, начиная от песчинок и кончая солнцами, начиная от простейших и кончая человеком, находится в вечном возникновении и исчезновении, в непрерывном течении, в неустанном движении и изменении» [7, с. 15]. Из всего это прямо вытекает, что задача исследователя-материалиста - изучение природы такой, как она есть, нравится она или не нравится, роли не играет. Соответственно задачей материалистической теории является описание законов природы и вскрытие причин, по которым эти законы таковы. Поэтому если обнаруживается, что какие-то факты, ранее открытые или новые, не соответствуют теории, то теория должна быть изменена, уточнена или даже отменена полностью как не соответствующая объективной реальности. И при этом все объекты должны рассматриваться как структурные организации материи, т.е. имеющие некоторый «строительный материал», организованный в структуру, и эта структура должна рассматриваться в процессе своей организации, развития, деградации с переходом этого «строительного материала» в иную структуру. Материализм не допускает никакого постулирования, материалистическая теория опирается на выводы из установленных фактов, и эти выводы могут корректироваться по мере накопления новых фактов. Математика здесь является полезным дополнением к качественным физическим представлениям о структуре материальных объектов и о физических процессах и явлениях. |