Ацюковский В.А. Общая эфиродинамика. — М.:Энергоатомиздат, 2003

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 74   >>>

  

74

Глава 3. Методологические основы эфиродинамики

... Наука, задача которой состоит в понимании природы, должна исходить из предположения возможности этого понимания и согласно этому положению должна делать свои заключения и исследования.

Г.Гельмгольц [1]

ЗЛ. О некоторых положениях диалектического материализма

Прежде чем восстанавливать представления об эфире, нужно ответить на вопрос, зачем вообще все это нужно. Для этого придется вспомнить, зачем вообще нужна наука и, в частности, зачем нужно естествознание. И здесь не обойтись без анализа того, что представляет собой общественное производство.

Для того чтобы жить, человек должен потреблять определенные предметы - предметы потребления. Предметы потребления сами по себе природа не производит, для этого нужны средства производства. Средства производства сами по себе не работают, на них работает человек. Чтобы производить с помощью средств производства нужные человеку предметы потребления, необходимы сырье и технологии. Но чтобы создать нужные технологии, способные производить нужные предметы потребления с помощью добываемого сырья, необходимо знать устройство природы, найти ее объективные закономерности, ибо только на их основе можно создавать нужные технологии и добывать для них нужное сырье. Таким образом, именно создание технологий является конечной целью естествознания, и это подтверждается всей историей развития науки: те знания, которые освоены технологиями, сохраняются, а те, которые не освоены технологиями, рано или поздно утрачиваются, а затем, если в них возникает нужда, переоткрываются. Отсюда вытекает и известная формулировка науки.

Наука - сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, одна из форм общественного сознания [2]. Соответственно, естествознание — система наук о природе, изучающая различные формы существования, изменения состояния, движения материи в природе: их материальные носители (субстрат), образующие иерархическую лестницу последовательных уровней структурной организации материи; их взаимосвязи, внутреннюю структуру и генезис; основные познанные формы бытия - пространство и время;

75

закономерную связь явлений природы как общего характера, охватывающей ряд форм движения, так и специфического характера, касающейся лишь отдельных сторон тех или иных форм движения, их субстрата и структуры [3]. «Предмет естествознания - движущаяся материя. Познание различных форм движения является главным предметом естествознания» (Энгельс) [4].

Отсюда вытекает и задача физики. Физика - наука, изучающая простейшие и вместе с тем наиболее общие объективные закономерности явлений природы, свойства и строения материи и законы ее движения. Понятия физики и ее законы лежат в основе всего естествознания. Физика изучает функциональные и количественные объективные закономерности явлений [5].

Окружающий нас мир, частью которого являемся и мы сами, материален. «Действительное единство мира, писал Энгельс, состоит в его материальности, а эта последняя доказывается не парой фокуснических фраз, а длинным и трудным развитием философии и естествознания» [6, с. 39].

Все дело в том, чтобы открыть законы этого движения. Из изложенного непосредственно вытекает значение материализма: материализм показывает необходимость изучения объективных законов природы, а не выдумывание их. Основной вопрос философии, что находится на первом месте - материя или сознание, т.е. объективная реальность или наши представления о ней, материализмом решается в пользу материи, а идеализмом - в пользу сознания.

Признание первичности материи означает, что она никем не сотворена, а существует вечно, что пространство и время суть объективно существующие формы бытия материи, что мышление не отделимо от материи, которая мыслит, что единство мира состоит в его материальности.

Материалистическое решение второй стороны основного вопроса философии - о познаваемости мира - означает убеждение в адекватности отражения действительности в человеческом сознании, в познаваемости мира и его закономерностей. «Наше субъективное мышление и объективный мир подчинены одним и тем же законам» [7, с. 231].

Диалектический материализм - это наука о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и сознания. Исходной категорией для материалистической диалектики является категория материи и формы ее существования - движение, пространство и время. Все объекты обладают внешними сторонами, которые непосредственно воспринимаются ощущениями. Это качественная сторона объекта, его