Ацюковский В.А. Общая эфиродинамика. — М.:Энергоатомиздат, 2003

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 76   >>>

  

76

отличие от других объектов. Осознание качества предшествует познанию количественных сторон объекта. Отсюда сразу видно, что любому функционально-количественному описанию объекта должна предшествовать его качественная модель. Однако качества объекта определяются его внутренним содержанием, которое и является причиной наличия у объектов тех или иных качеств. И поэтому познание идет «от сосуществования к казуальности (причинности -В.А..) и от одной формы связи и взаимозависимости к другой, более глубокой, более общей» [8]. Углубленное осознание связи внешнего и внутреннего раскрывается в категориях формы и содержания.

Диалектический материализм указывает, что всякий объект и всякое явление нужно рассматривать в процессе его становления, развития и деградации. Развитие представляет собой переход объекта из одного состояния в качественно другое, от одной структуры к другой. Деградация объекта вплоть до его уничтожения не означает исчезновения материи, а означает всего лишь переход материи в структуру иного качества. «Вся природа, начиная от мельчайших частиц ее до величайших тел, начиная от песчинок и кончая солнцами, начиная от простейших и кончая человеком, находится в вечном возникновении и исчезновении, в непрерывном течении, в неустанном движении и изменении» [7, с. 15].

Из всего это прямо вытекает, что задача исследователя-материалиста - изучение природы такой, как она есть, нравится она или не нравится, роли не играет. Соответственно задачей материалистической теории является описание законов природы и вскрытие причин, по которым эти законы таковы. Поэтому если обнаруживается, что какие-то факты, ранее открытые или новые, не соответствуют теории, то теория должна быть изменена, уточнена или даже отменена полностью как не соответствующая объективной реальности. И при этом все объекты должны рассматриваться как структурные организации материи, т.е. имеющие некоторый «строительный материал», организованный в структуру, и эта структура должна рассматриваться в процессе своей организации, развития, деградации с переходом этого «строительного материала» в иную структуру.

Материализм не допускает никакого постулирования, материалистическая теория опирается на выводы из установленных фактов, и эти выводы могут корректироваться по мере накопления новых фактов. Математика здесь является полезным дополнением к качественным физическим представлениям о структуре материальных объектов и о физических процессах и явлениях.

77

Тот же вопрос решается идеализмом в пользу сознания. Здесь считается, что задача науки - создать определенную логику, основанную на нескольких исходных положениях. Критерием истины считается не соответствие реальности, а «простота» или «красота» теории, возможность наиболее «простого» описания законов природы. Здесь возможен «принцип экономии мышления», в свое время провозглашенный Э. Махом. И если в природе обнаруживается факт, не укладывающийся в узаконенную теорию, то этот факт просто отбрасывается, как «непризнанный». Именно такая история и произошла с эфирным ветром, который был обнаружен в результате многолетних опытов, но который оказался «не признанным», потому что теория относительности Эйнштейна не соответствовала этим опытным данным.

Постулирование, т.е. выдвижение постулатов - вольных положений, которым якобы обязана соответствовать реальность, является одним из основных методов идеалистических теорий. Чего стоят такие положения, как «электрон в атоме не падает на ядро и не излучает потому, что он двигается по разрешенным (?! - В.А.) орбитам» (Н.Бор) или «Аксиоматическая основа физики должна быть свободно изобретена» (Эйнштейн). Математика здесь является не дополнением к качественным физическим представлениям, а основой природы, качественные же представления оказываются вообще ненужными. В физических теориях, как справедливо заметил В.И.Ленин, «материя исчезла, остались одни уравнения».

Отсюда сразу видно, в чем разтличие материалистического и идеалистического подходов в научной теории. Материалисты изучают природу, и если факты не соответствуют теории, они меняют теорию. Идеалисты «изобретают» природу, и если факты не соответствуют теории, они отбрасывают неугодные факты. Это и произошло с эфирным ветром: когда были получены однозначные результаты и определено, откуда дует эфирный ветер, имеющий галактическое направление, и с какой скоростью, то эти результаты физики-релятивисты «не признали» и тем самым совершили научный подлог, отвергнув и эфирный ветер, и сам эфир как мировую среду и строительный материал для всех видов вещества и полей. Если бы подобное случилось с материалистической теорией, то авторы теории вынуждены были бы пересмотреть свой теорию.

В основе материалистического подхода лежит весь опыт естествознания, и из него непосредственно вытекают некоторые основополагающие моменты для любой материалистической теории. Этот опыт говорит о том, что всякое конкретное материальное