- II - любой материя. Мелщу тем, гравитация может быть объяснена как результат движения и взаимодействия /соударений/ амеров. Тогда атом, как совокупность амеров, окруженный амерами же, может испытывать притяжение со стороны других атомов, блогодаря импульсам энергии, передаваемыми амерами по-разному, в зависимости от того, с какой стороны от атома находятся другие атомы, что и создает эффект взаимного притяжения атомов. Амеры же, являясь носителями кинетической энергии, никакой тяжестью обладать не будут. Следовательно, если полагать гравитацию следствием проявления движения совокупности амеров, а не врожденным свойством материи /явлением, свойственным комплексу, не принадлежащим его частям/, то противоречие легко разрешается. Вся же совокупность амеров, перемещающихся в пустоте, является общей мировой средой, апейроном, по выражению Анаксимандра, ather'oM, в позднейшем наименовании, по русски - эфиром. Таким образом, эфир имеет достаточно древнюю историю, восходя к самым началам известной истории культурного человечества. Рене Декарт в существенно более поздние времена вновь поставил вопрос о существовании материи, сплошь заполняющей все пространство, ответственной,в частности, за перенос световых волн. Декарт объяснял образование материи вообще и планет, в частности, свойством вихрей эфира, состоящего из множества круглых частиц. В ряде своих работ [7] Декарт пытаеся конструировать механические модели физических явлений, иногда противоречивые. И.Ныотон /1643 - 1727/ несколько раз менял свой точку зрения относительно структуры эфира, а также о самом факте его существования [8 - 10] . Однако, в конце концов, Ньютон высказался достаточно определенно и в своих последних работах взгляды на эфир совершенствовал, развивал, но не менял кардинально. Ньютон считал возможным "вывести из начал механики и все остальные явления природы", полагая, что "все эти явления обуславливаются некоторыми силами, с которыми частицы тел, вследствие причин, покуда неизвестных, или стремятся друг к другу и сцепляются в правильные фигура, или же взаимно отталкиваются и удаляются друг от друга". В работе "Оптика или трактат об отражениях, преломлениях, изгибаниях и цветах света" 3 Ньютон развивает, в частности, мысль о возможности превращения света в вещество и обратно. В 1717 г. на 75 году жизни во втором английском издании "Оптики" Ньютон в форме вопросов и ответов излагает свой точку зрения относительно эфира. | - 12 - Так, градиент плотности эфира при переходе от тела в пространство применяется для объяснения тяготения, при этом эфир подразумевается состоящим из отдельных частиц. "Такое возрастание плотности, пишет Ньютон, на больших расстояниях может быть чрезвычайно медленным; однако ели упругая сила этой среды чрезвычайно велика, то этого возрастания может быть достаточно для того, чтобы устремлять тела от более плотных частей среды к более разреженным со всей той силой, которую мы называем тяготением". Ньютон вновь ставит вопрос об атомистическом строении эфира. "Если кто-нибудь предположит, что эфир /подобно нашему воздуху/ может быть содержит частицы, которые стремятся отталкиваться одна от другой /я не знаю, что такое этот эфир/, что его частицы крайне малы сравнительно с частицами воздуха и даже света, то чрезвычайная малость этих частиц может способствовать величине силы, блогодаря которой частицы отталкиваются друг от друга, делая среду необычайно разреженной и упругой в сравнении с воздухом и, следовательно, в ничтожной степени способной к сопротивлению движениям брошенных тел и чрезвычайно способной вследствие стремления к расширению давить на большие тела." Таким образом, Ньютон сам указал возможность обойти затруднение, возникающее вследствие сопротивления эфира движению небесных тел. "Если этот эфир предположить в 700.000 раз более упругим, чем наш воздух, и более, чем в 700.000 раз разреженным, то сопротивле^ ние его будет в 600.000.000 раз меньшим, чем у воды. Столь малое сопротивление едва ли произведет заметное изменение движений планет за десять тысяч лет." В этой же работе И.Ньютон спрашивает, не происходит ли зрение блогодаря колебаниям эфира в сетчатке и нервах? Майкл Фарадей /1791 - 1867/, уверенный в существовании эфира /"мирового эфира"/, представлял его как совокупность неких силовых линий. Фарадей категорически отрицал возможность действия на расстоянии /Тас-Ыо in distance? через пустоту - точку зрения многих физиков того времени. Однако Фарадеем природа и принцип устройства силовых линий раскрыты не были &2, 13, 14] . Джеймс Клерк Максвелл /1831 - 1879/ в своих работах, среди которых нужно в перную очередь отметить такие как [15 - 19] , делает вывод о распространении возмущений от точки к точке в мировом эфире. "Действительно, пишет Максвелл, если вообще энергия передается от одного тела к другому не мгновенно, а в конечное время, то должна существовать среда, в которой ойа временно пребывает, оставив первое тело и не достигнув второго. Поэтому эти теории должны привести к понятию среды, в которой и происходит это распространение? |