Ацюковский В.А. Введение в эфиродинамику. Деп. рукопись № 2760-80, ВИНИТИ, 1980

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 10   >>>

  

- 10 -

свидетельству Геродота/, одного из шести племен, населявших Мидию /северо-западные области Иранского ногорья/.

Господствовавшая идея могов /Могучих/ - внутреннее величие и могущество, сила мудрости и знание. По ряду свидетельств маги заимствовали свои знания у халдеев, которых считали основателями звез-дочетства и астрономии. Халдеи, которчм в древней Греции и древнем Риме придавалось большое значение, являлись жрецами и гадателями, а также натуралистами, математиками, теософами. Маги основали магию

- учение, позволявшее на основе знания тайн природы производить необычайные явления. В дальнейшем это учение, к сожалению, было дис-кредетировано многочисленными псевдомагами-шарлатанами.

Наиболее подробно атомизм древности отражен именно в работах Демокрита, чему посвящено достаточно много литературных исследований. Следует однако заметить, что ряд положений атомизма Демокрита остался непонятым до настоящего времени практически всеми исследователями его творчества. Речь прежде всего идет о соотношениях атомов ж амеров - частей атомов.

Демокрит указывал, что атомы / - элементы вещества не

делимы физически, неразрезаемы в силу плотности и отсутствия в них пустоты. Атомы наделены многими свойствами тел видимого мира как то: изогнутостью, крючковатостью, пирамидальностью и т.п. В своем бесконечном многообразии как по форме, так и по величине и порядку атомы образуют все содержимое реального мира. Однако в основе этих различающихся по величине и форме атомов лежат амеры - истиные неделимы, лишенные частей.

Идея о двух видах атомов была упомянута и последующими исследователями, например, Эпикуром /342 - 271 гг. до н.э./.

Амеры /по Демокриту/ или "элементы" /по Эпикуру/, являясь частями атомов, обладают свойствами, совершенно отличными от свойств атомов. Например, если атомам присуща тяжесть, то амеры полностью лишены этого свойства.

Полное непонимание на протяжении многих веков этого кажущегося противоречия привело к существенному искажению толкования учения Демокрита. Уже Александр Афродийский упрекает Левкиппа и Демокрита в том, что не имеющие частей неделимые, постигаемые умом в атомах и являющиеся их частями невесомы. Это непонимание продолжается и в настоящее время. Так С.Я.Лурье упоминает об амерах как о математических величинах. М.Д.Ахундов в работе [4] продолжает истолковывать амеры как абстрактное математическое понятие.

Упомянутое кажущееся противоречие имеет в своей основе представление о том, что тяжесть, вес /гравитация/ есть врожденное свойство

- II -

любой материя. Мелщу тем, гравитация может быть объяснена как результат движения и взаимодействия /соударений/ амеров. Тогда атом, как совокупность амеров, окруженный амерами же, может испытывать притяжение со стороны других атомов, блогодаря импульсам энергии, передаваемыми амерами по-разному, в зависимости от того, с какой стороны от атома находятся другие атомы, что и создает эффект взаимного притяжения атомов. Амеры же, являясь носителями кинетической энергии, никакой тяжестью обладать не будут. Следовательно, если полагать гравитацию следствием проявления движения совокупности амеров, а не врожденным свойством материи /явлением, свойственным комплексу, не принадлежащим его частям/, то противоречие легко разрешается. Вся же совокупность амеров, перемещающихся в пустоте, является общей мировой средой, апейроном, по выражению Анаксимандра, ather'oM, в позднейшем наименовании, по русски - эфиром.

Таким образом, эфир имеет достаточно древнюю историю, восходя к самым началам известной истории культурного человечества.

Рене Декарт в существенно более поздние времена вновь поставил вопрос о существовании материи, сплошь заполняющей все пространство, ответственной,в частности, за перенос световых волн. Декарт объяснял образование материи вообще и планет, в частности, свойством вихрей эфира, состоящего из множества круглых частиц. В ряде своих работ [7] Декарт пытаеся конструировать механические модели физических явлений, иногда противоречивые.

И.Ныотон /1643 - 1727/ несколько раз менял свой точку зрения относительно структуры эфира, а также о самом факте его существования [8 - 10] . Однако, в конце концов, Ньютон высказался достаточно определенно и в своих последних работах взгляды на эфир совершенствовал, развивал, но не менял кардинально. Ньютон считал возможным "вывести из начал механики и все остальные явления природы", полагая, что "все эти явления обуславливаются некоторыми силами, с которыми частицы тел, вследствие причин, покуда неизвестных, или стремятся друг к другу и сцепляются в правильные фигура, или же взаимно отталкиваются и удаляются друг от друга". В работе "Оптика или трактат об отражениях, преломлениях, изгибаниях и цветах света" 3 Ньютон развивает, в частности, мысль о возможности превращения света в

вещество и обратно.

В 1717 г. на 75 году жизни во втором английском издании "Оптики"

Ньютон в форме вопросов и ответов излагает свой точку зрения относительно эфира.